Архив статей журнала
В условиях усиливающейся глобальной нестабильности и ускоряющихся процессов трансформации политико-правовых систем особенно остро встает вопрос о сохранении устойчивости государств через призму модернизации конституционных механизмов. Конституционные системы, традиционно выполнявшие роль стабилизирующего каркаса государственной власти, сегодня всё чаще сталкиваются с вызовами, порождаемыми не только внутренними социально-политическими противоречиями, но и внешними транснациональными факторами. Современный конституционализм, претерпевая качественные изменения, сталкивается с вызовами, обусловленными гибридизацией форм правления, усилением исполнительной власти и изменением природы политической легитимности. Предметом настоящего исследования выступают модифицированные формы конституционных механизмов, направленных на обеспечение устойчивости государств в изменяющейся нормативной и институциональной среде. Особое внимание уделяется институциональным, нормативным и функциональным аспектам трансформации конституционной стабильности. Анализ охватывает как общие закономерности, так и особенности отдельных правовых систем, демонстрирующих альтернативные модели устойчивости. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе, сочетающем доктринальный анализ, сравнительно-правовой метод и элементы политико-правовой герменевтики. Акцент сделан на выявлении устойчивых трендов и вариативных форм модернизации через сопоставление конституционных практик различных государств. Новизна исследования заключается в выявлении скрытых механизмов адаптации конституционного устройства к меняющимся условиям социально-политического существования. Автор предлагает концептуальное разграничение между формальной стабильностью и функциональной устойчивостью, акцентируя внимание на нелинейности этих процессов. В работе обосновано, что модификация конституционных механизмов становится не просто реакцией на вызовы, а формой институциональной эволюции, сопряжённой с изменением парадигмы конституционализма. Сделан вывод о формировании гибридных моделей стабильности, сочетающих элементы традиционных и инновационных решений. Параллельно с этим возрастает значение политической адаптивности как способности правовых и институциональных систем отвечать на вызовы без разрушения легитимной основы власти. Политическая адаптивность предполагает не только гибкость норм, но и способность институтов к внутренней перестройке, сохранению функциональности в условиях кризиса, а также к включению новых акторов и смыслов в правовое поле.
Статья посвящена анализу процесса цифровой трансформации в России, предметом исследования является цифровизация деятельности органов местного самоуправления. Современные глобальные вызовы, к которым относятся санкционное давление, киберугрозы и необходимость импортозамещения, влияют на цифровизацию государственного и муниципального управления, делая её не просто трендом, а стратегической необходимостью. В условиях сложившейся геополитической обстановки цифровые технологии позволяют повышать эффективность госуправления, обеспечивать прозрачность процессов и устойчивость работы органов власти. Особое внимание уделяется процессу импортозамещения: оно снижает зависимость от иностранных решений, укрепляет кибербезопасность и помогает оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. В ходе исследования представлена актуальность процесса цифровой трансформации муниципальной власти, для сотрудников администрации города Нижнего Новгорода была разработана анкета, охватывающая актуальные специализированные темы, связанные с информационными технологиями. В работе использован метод анкетирования: 100 муниципальных служащих прошли анкетирование на тему цифровизации, включавшее в себя 23 вопроса. Также использовались методы синтеза, анализа и обобщения статистических данных, анализа нормативных правовых актов. Новизна исследования заключается в проведении уникального специализированного опроса среди сотрудников органа власти, позволяющего выявить ключевые особенности и определить ранее невыявленные проблемы и вызовы в области цифровой трансформации. По итогам обработки ответов муниципальных служащих на вопросы анкеты были представлены результаты о хорошем состоянии IT-инфраструктуры в муниципальном образовании. При этом прошедшие анкетирование отметили ряд проблемных зон, в первую очередь связанных с нестабильной работой некоторых цифровых сервисов и сложностями, возникающими при работе в офисных программах, которые были внедрены в работу в рамках проведения курса на техническое и программное импортозамещение. Была получена обратная связь от сотрудников, представивших собственное видение использования передовых сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, и предложили изменения, которые, по их мнению, положительно повлияют на процесс цифровой трансформации органов власти. Анализ результатов исследования дал возможность выявить наиболее острые проблемы и потенциальные направления развития процесса цифровой трансформации в России.