Архив статей журнала

Внешнее измерение как панацея? Сотрудничество Италии с третьими странами (Ливия, Тунис, Албания) в управлении миграционными потоками (2022–2024) (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Глубокая Ольга Анатольевна

Миграционный кризис остается наиболее острым вопросом средиземноморского вектора внешней политики Италии. Статья исследует стратегию экстернализации миграционного контроля Италии в период 2022-2024 гг., реализуемую правительством Джорджии Мелони через сотрудничество с третьими странами. Фокус анализа сосредоточен на трех ключевых направлениях: традиционное партнерство с Ливией (продление Меморандума 2017 г.), новая модель сдерживания с Тунисом (соглашение ЕС-Тунис 2023 г.), радикальный эксперимент с Албанией (экстерриториальные центры обработки убежищ). Цель работы заключается в оценке эффективности, правовых рисков и этических последствий данных механизмов в контексте рекордного роста прибытий в 2023 г. (157 тыс.) и их резкого снижения в 2024 г. (66 тыс., -58%). Применены качественный анализ трех отчетов IAI (2022-2024) и сравнительно-исторический метод изучения эволюции соглашений в рамках системного подхода. Научная новизна: впервые проведено комплексное сравнение трех моделей экстернализации за 3 года правления Мелони, выявлен феномен «гибридной миграции» (легальный въезд в Ливию → нелегальная переправа) как ключевой фактор снижения прибытий в 2024 г. Ключевые выводы заключаются в том, что: снижение на 58% - результат смещения потоков (60% → Ливия), а не эффективности политики; сотрудничество с Ливией/Тунисом сопряжено с системными нарушениями прав мигрантов; албанский проект заблокирован судами из-за юридической несовместимости с правом ЕС; экстернализация игнорирует потребность Италии в легальной трудовой миграции. Рекомендуется переход к сбалансированной политике: реформа системы убежища, расширение легальных каналов, приоритет правам человека в соглашениях с третьими странами.

Сохранить в закладках
Институциональное значение Кыргызско-Российского Славянского университета в национальной системе высшего образования Кыргызской Республики (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Денисенко Виктор Васильевич

Кыргызская Республика занимает стратегически важное географическое положение на стыке межрегиональных интеграционных платформ. В связи с этим гуманитарное пространство в Республике наполнено актами “мягкой силы”, нацеленными на содействие политико-экономическим проектам зарубежных стран. В условиях ограничения деятельности НКО особое значение приобретают межгосударственные образовательные организации, интегрированные в национальную образовательную систему и способные оказывать влияние изнутри. В исследовании обоснована стратегическая важность Кыргызско-Российского Славянского университета в политико-экономическом и гуманитарном контексте, рассмотрена национальная образовательная система Кыргызстана на уровне высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации, а также основной проект России в данной системе, его модель функционирования, актуальные направления развития и целевые ориентиры. Объектом предлагаемой статьи является национальная система высшего образования Кыргызской Республики. Предметом - деятельность Кыргызско-Российского Славянского университета в Кыргызстане с 2023 г. Цель исследования - выявить институциональное значение КРСУ в системе высшего образования Кыргызстана. Методологическую основу исследования составляют: системный метод, исторический метод, институциональный подход, контент-анализ, метод включенного наблюдения. Новизна исследования заключается в рассмотрении межгосударственной образовательной организации как элемента национальной системы высшего образования в рамках современных процессов ее трансформации, в том числе обусловленной влиянием внешних акторов в контексте геополитического значения Кыргызстана. Дана характеристика национальной образовательной системы Кыргызстана как системы этноса-носителя государственного языка с диаспоральными чертами, преобладающей научной ориентацией обучения и светским характером воспитания. На основании проведенного анализа институциональных оснований национальной системы высшего образования Кыргызстана и стратегических документов выявлены сдерживающие факторы и особенности целевой модели развития. Проведен анализ нормативно-правовой основы функционирования Кыргызско-Российского Славянского университета на территории Кыргызстана. На основе историко-политического рассмотрения выявлены целевые ориентиры и ключевые направления деятельности университета. Согласно сделанному выводу значение университета в национальной системе высшего образования заключается в представлении его российской стороной в качестве типовой модели развития кыргызских вузов с целью ориентирования на формирование единого образовательного пространства по российскому образцу.

Сохранить в закладках
Аналитические центры как инструмент внешней политики Китая (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Чэнь Юйхун

По мере укрепления статуса Китая в качестве глобальной державы западные страны принимали и продолжают принимать множественные меры, направленные на сдерживание роста влияния КНР в регионе и мире. Данные условия требуют от Китая постоянного совершенствования стратегий внешней политики. Так, создание аналитических центров становится одним из ключевых инструментов, которыми оперирует публичная дипломатия КНР XXI века. Объектом данного исследования являются китайские аналитические центры. Предметом исследования является публичная дипломатия Китая. Особое внимание автор уделяет значению аналитических институтов в рамках реализации инициативы «Пояс и путь», а также их роли в борьбе со стигматизацией Китая в мире во время и после пандемии COVID-19. Также рассматривается и вклад “мозговых центров” в организацию различных международных мероприятий. Целью данного исследования является анализ той роли, которую аналитические центры играют в реализации «мягкой силы» современного Китая. Для достижения этой цели использовался хронологический метод, позволяющий выявить эволюцию роли «мозговых центров» КНР в публичной дипломатии страны. Основными выводами, к которым приходит автор, являются: государственная значимость аналитических центров в Китае постепенно возрастает уже в 2010-х гг., при этом в 2020-х подобная тенденция не только сохраняется, но и усиливается. После пандемии COVID-19 для Китая особенную важность приобретает задача формирования и регулирования международного имиджа страны. Аналитические центры сегодня являются ключевым звеном в процессе реализации этой комплексной задачи. Также их деятельность способствует обеспечению более слаженного регионального сотрудничества со странами-партнерами Китая. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении изменения роли китайских аналитических институтов под влиянием инициативы «Пояс и путь», в рамках борьбы с последствиями пандемии COVID-19 и в процессе укрепления дружественных связей со странами-партнерами КНР, а также в выдвижении гипотезы о будущем данных центров в рамках страны.

Сохранить в закладках