Целью исследования является комплексный анализ сущности налоговой политики региона, изучение её состояния на примере Орловской области и выработка путей её совершенствования. Методологическую базу исследования составили специальные методы исследования, такие как анализ теоретических источников и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, сравнительный анализ и динамика развития, общие методы исследования (классификация, анализ, синтез и обобщение). В ходе работы были получены следующие результаты: уточнён и структурирован понятийный аппарат, касающийся налоговой политики региона на основе обобщения имеющихся подходов; разработаны рекомендации по совершенствованию налоговой политики региона на основе повышения эффективности налогового администрирования за счёт расширения функционала информационных технологий. В частности, оценено значение налоговой политики региона для целей реализации стратегии его социально-экономического развития, сформулированы основные направления для оценки эффективности системы мониторинга региональной налоговой политики, структурированы показатели для оценки эффективности налоговой политики региона. Проанализирована динамика оценки налогового потенциала Орловской области. Раскрыта взаимосвязь эле-ментов региональной налоговой политики, влияющей на развитие региона. Особое значение уделяется построению организационно-экономического механизма управления налоговым потенциалом региона и направлениям совершенствования региональной налоговой политики, разработанным авторами. Теоретическая значимость работы заключается в приращении и развитии научных знаний и представлений в области совершенствования налоговой политики региона, что может послужить основой для будущих исследований. Практическая значимость научной статьи обуславливается возможностью применения организациями комплекса мероприятий по совершенствованию налоговой политики, разработанного и предложенного авторами, в Орловской области.
Сегодня стратегический менеджмент, ставший откликом на растущий динамизм внутренней и внешней среды, является динамично развивающейся областью теории и практики управления. Актуальность темы исследования проблемы обеспечения экономической безопасности региона обусловлена возрастанием роли стратегического подхода к ее обеспечению. Цель исследования заключается в раскрытии содержательных характеристик стратегического подхода к обеспечению экономической безопасности региона и разработке инструментов повышения ее уровня. В статье проводится анализ стратегий развития некоторых регионов Центрального федерального округа, на основе которого выявлена необходимость реформирования законодательной базы, в первую очередь заключающегося во внесении в стратегические документы региона иного документа или его раздела, предусматривающего мероприятия по обеспечению экономической безопасности региона. Предложена типовая форма такого документа, а также сформулирована взаимосвязь стратегических приоритетов и инструментов обеспечения экономической безопасности региона. Реализация стратегических приоритетов экономической безопасности региона может дать желаемый эффект только при научно обоснованном подходе к стратегическому планированию, соблюдении принципов и приёмов методического обоснования его стратегических целей, задач и инструментов.
Возрастающая макроэкономическая неопределённость обуславливает формирование огромного количества негативных факторов, способных дестабилизировать национальную социально-экономическую систему. В подобных обстоятельствах чиновникам и парламентариям различных уровней необходимо стремиться к развитию доступного отечественного потенциала. В частности, одним таких критических ресурсов выступает высокий потенциал одного из флагманов экономики - агропромышленного комплекса, способного обеспечить возрастающие потребности большинства крупнейших агломераций. В то же время развитие данного сектора сталкивается с объективными сложностями, требующими своевременной систематизации и нивелирования. В этой связи целью настоящего исследования выступила разработка научно-практических рекомендаций по развитию институциональной инфраструктуры управления агроинвестиционной политикой региона на основе эффективного перераспределения ограниченных земельных ресурсов. При этом для достижения настоящей цели в статье предложена систематизация особенностей осуществления инвестиций в агропромышленном комплексе, сформирована искомая обновлённая инфраструктура и раскрыты методические особенности перераспределения земельных участков. Объектом изыскания выступила деятельность субъектов агробизнеса региона, а предметом - региональная агроинвестиционная политика, направленная на более эффективное перераспределение земельных ресурсов с целью максимизации результативности функционирования сельскохозяйственной отрасли. В результате в процессе исследования выявлено более 15 ключевых факторов, сдерживающих реализацию агроинвестиционных проектов. Их применение в ходе формулирования и обоснования организационно-управленческих решений позволит как минимум нивелировать часть рисков для развиваемой агроинвестиционной политики. Кроме того, предложено обновление институтов и инструментов управления региональной агроинвестиционной политикой на основе перераспределения ограниченных земельных ресурсов. Отличительной особенностью такого совершенствования является предоставление территориальным органам власти оперативной возможности изъятия не вовлечённых в сельскохозяйственный оборот угодий в пользу субъектов агробизнеса, способных более рационально и эффективно ими воспользоваться с учётом достижения общих стратегических и локальных социально-экономических целей развития отрасли и субъекта РФ в целом.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью применения стратегического подхода к управлению обращением с отходами на территории российской Арктики, что связано с увеличением объёмов образования отходов, ростом затрат на их сбор, хранение, переработку, захоронение и транспортировку. Увеличение объёмов отходов ведёт к ухудшению экологической обстановки, которая напрямую влияет на политику и экономику субъектов Арктической зоны. Авторами исследования обоснована целесообразность применения стратегического подхода для повышения эффективности управления обращением с отходами в субъектах российской Арктики; выделены стратегические приоритеты по развитию системы обращения с отходами и определена последовательность их реализации. Обоснована ключевая роль органов государственной власти в формировании эффективной системы управления обращением с отходами и предложены организационно-управленческие мероприятия, стимулирующие интерес бизнес-структур к экологоориентированной деятельности в обращении с отходами.
Материалы статьи являются продолжением серии исследований авторов, посвящённых изучению тесноты корреляционной взаимосвязи уровня социально-экономического развития стран и развития национального человеческого капитала. В настоящей статье объектом внимания является количественная взаимосвязь между уровнем социально-экономического благополучия страны и потенциалом развития будущего человеческого капитала. На основе авторской трактовки понятия «потенциальный человеческий капитал» с позиций корреляционно-регрессионного анализа рассматривается влияние параметров социально-экономического благополучия на сегодняшние возможности формирования и реализации человеческого капитала будущих поколений. В рамках методического инструментария регрессионного анализа на основе расчётов коэффициентов корреляции предпринята попытка выразить количественно степень влияния на зависимую переменную (потенциальный человеческий капитал) различных параметров социально-экономического благополучия стран: дохода на душу населения, нестоимостных характеристик общественного развития (конкурентоспособность национальной экономики, уровень социального прогресса, уровень процветания, уровень счастья).
В статье в контексте федеральной политики по обеспечению экологического благополучия в России рассматривается потенциал оптимизации производственных процессов как инструмента для решения экологических проблем Орловской области. Цель исследования заключается в рассмотрении опыта Орловской области по оптимизации производственных процессов в разных отраслях как способа решения экологических проблем в регионе. В процессе исследования применялся комплекс методов сравнительного анализа (группировки, сравнения, сопоставления, выборочного исследования) и статистического анализа (построение рядов динамики, расчет абсолютных и относительных величин, анализ структурных сдвигов). В результате проведенный анализ содержания нового национального проекта в сфере экологии показал, что одним из направлений такой трансформации производства является вторичное применение ресурсов и сырья в различных отраслях экономики. Инфраструктура по переработке и производству полуфабрикатов для этого в Орловской области уже сформирована, что позволяет положительно оценить перспективы решения данной задачи в регионе. Данные официальной статистики свидетельствуют о повышении инвестиций орловского бизнеса в природоохранные технологии и о влиянии отраслевой специфики регионального производства на их структуру. На конкретных кейсах рассмотрен положительный опыт трансформации производственных процессов, обеспечивающий как корпоративную экологическую ответственность, так и повышение финансовой эффективности деятельности компаний.
Устойчивое развитие является многогранной категорией, базирующейся на комплексе показателей и критериев, отображающих результаты достижения целей устойчивого развития страны и её регионов. Для обеспечения соблюдения принципов устойчивого развития и оценки опыта применения лучших практик устойчивого развития важно формирование цифровой среды, которая включает платформы, сервисы и ресурсы. Цель статьи заключается в том, чтобы оценить, какие достижения наблюдаются в сфере цифровизации процессов устойчивого развития, как функционируют механизмы сбора и обработки данных, как заполняются сведения о практиках устойчивого развития и какой функционал цифровой платформы требует совершенствования. Исследование тематического материала публикации основано на применении методов сравнения, сопоставления, анализа данных, обоснования логики разработки предложений. В результате проведённого исследования сформулированы предложения о введении категорий - составляющих устойчивого развития: политико-правовая устойчивость, цифровая устойчивость. Даны рекомендации об использовании сервисов аналитики, рейтингования и мониторинга лучших практик устойчивого развития по многокритериальной оценке показателей. Обоснованы предложения об интеграции других цифровых сервисов и ресурсов, которые характеризуют выполнение целей устойчивого развития в области корпоративного управления, социальной политики и экологии в экосреду «Смартека».