Архив статей журнала
Настоящая статья посвящена изучению оперы Кирилла Владимировича Молчанова «А зори здесь тихие» (1973) как художественного произведения, отражающего тему Великой Отечественной войны в музыкально-драматической форме. Объектом анализа выступает музыкальный текст оперы, основанный на одноимённой повести Бориса Васильева, а также система персонажей и их сценических реплик. Предметом исследования являются средства музыкальной выразительности, применяемые композитором для создания образов женского героизма, коллективной памяти и эмоциональной правды. Опера рассматривается не только как сценическое произведение, но и как форма культурной репрезентации исторического события, музыкальное пространство памяти о поколении, пережившем войну. Творчество Владимира Молчанова представляет особый научный интерес как яркий пример художественного осмысления военной темы в контексте русской и китайской музыкальных традиций конца XX - начала XXI века. В работе применены методы комплексного художественного анализа, включающие музыкально-стилистический, структурно-драматургический и интонационный подходы. Используется сопоставительный метод, направленный на анализ отечественной версии оперы и китайской интерпретации, что позволяет выявить национально-культурные различия в трактовке военной тематики. В контексте междисциплинарного подхода используются принципы культурологии, музыкальной семиотики и теории памяти. Научная новизна работы заключается в интерпретации оперы К. В. Молчанова как лирико-документального высказывания, в котором традиционная модель героизации заменена на эмоционально достоверную, интимно-исповедальную форму. Впервые проанализированы сцены с вокальными партиями Васкова, Женьки, Риты, а также хоровые фрагменты как художественные маркеры коллективной памяти. Установлено, что речевая интонация, полистилистика, монтажная драматургия и отсутствие арийного пафоса приближают оперу к кинематографическому языку. Сделан вывод, что «А зори здесь тихие» - это не просто обычная музыкальная драма, а форма музыкального реквиема, в которой звучащая интонация становится носителем исторической правды и транслятором памяти поколений. Данное исследование открывает новые перспективы в области современной музыки.
В данной статье анализируются реформы, которые выдающаяся исполнительница Юань Сюэфэнь осуществила в китайской опере Юэ, и её размышления о путях развития жанра. С того момента, как в 1936 году Юань Сюэфэнь дебютировала в качестве ведущей актрисы, она обрела глубокое мастерство в исполнении традиционной оперы Юэ. Она записала первую в истории этой оперы грампластинку с женщиной в главной роли - «Фан Юйнян кута» (《方玉娘哭塔》), которая получила широкий отклик у публики. Начиная с 1942 года она обратилась к поискам путей модернизации традиционной Юэ оперы, создав серию классических образов, среди которых Сяньлиньсао (祥林嫂) в одноимённой постановке и Цзиди (季娣) в спектакле «Шаньхэ лянь» (《山河恋》). С точки зрения XXI века, в своей карьере Юань Сюэфэнь не придерживалась слепо устоявшихся канонов. Она провела новаторские реформы в сфере музыкальных мелодий, драматургии и сценического воплощения. В статье используется сочетание методов анализа литературы и исторического нарратива. Работа разделена на три части: в первой части представлена деятельность Юань Сюэфэнь в истории традиционной Юэ оперы; во второй части подробно анализируются проведённые ею после 1942 года реформы по модернизации традиционной Юэ оперы; в третьей части рассматривается глубокое влияние её сценического творчества на современное искусство Юэ оперы. Новизна данного исследования заключается в систематической интеграции творческого пути Юань Сюэфэнь, через который получилось выявить конкретные механизмы синтеза традиционных элементов Юэ оперы с инновационными на тот момент подходами в музыкальном сопровождении, драматургии, сценографии и актёрском мастерстве. Также в статье представлена интегративная теоретическая модель, объединяющая традиционные эстетические основы Юэ оперы с инновационными реформаторскими подходами Юань Сюэфэнь. Модель демонстрирует, как слияние культурного наследия и новаторских решений в музыке, драматургии и сценическом воплощении обеспечивает устойчивое развитие жанра и служит методологической базой для дальнейших исследований.