ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Авторы: БОЛБАТ ОЛЬГА БОРИСОВНА, ХЕКАЛО ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, САМАРДАК МАРИНА ВИКТОРОВНА

В статье рассматривается роль высшего учебного заведения в формировании патриотических ценностей студентов. Приведен обзор и анализ различных методов и форм индивидуальных траекторий в организации патриотического воспитания преподавателями Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Рассматриваются примеры участия нашего университета в реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», являющегося частью Национального проекта «Образование». В работе описан опыт преподавателей кафедры «Графика», ведущих занятия по дисциплинам «Деловая графика», «Визуальные коммуникации» и «Основы деловой презентации». Для освоения необходимых компетенций преподавателями разработаны индивидуальные задания по созданию презентаций на патриотическую тему, которые нашли отклик среди студентов, принявших активное участие в мероприятиях и конференциях различного уровня. Отмечены работы студентов по презентационной графике на патриотические темы, занявшие призовые места, и статьи, опубликованные в сборниках конференций и размещенные в РИНЦ. Рассмотрена роль студенческих отрядов в формировании активной жизненной позиции молодежи. Показано, как через сочетание теоретической подготовки и практической деятельности можно получить значимые результаты в патриотическом воспитании студентов. Для выявления уровня патриотизма молодежи, наличия знаний о культуре и истории своего народа и традициях семьи проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты трех факультетов СГУПС: «Публичное управление и социальные коммуникации», «Инженерно-экономический», «Мировая экономика и право». Анализ результатов анкетирования выявил необходимость акцентировать внимание на мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в вузе. На основе проведенного исследования авторами предложены и сформулированы перспективные направления патриотического воспитания в высшем учебном заведении.

Сохранить в закладках
РУКОВОДСТВО И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ НИВИТА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1945-1946 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ДОБРОВОЛЬСКИЙ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

В статье рассматриваются отдельные аспекты деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТа) в первый послевоенный учебный год. Актуальность темы в первую очередь связана с тем, что этот период до сих пор остается совершенно неисследованным, по этой проблеме до сих пор нет ни одной публикации. Основными источниками для подготовки и написания данной статьи стали документальные материалы институтского архива. Автор показывает, что в первый послевоенный учебный год для НИВИТа довольно остро встала проблема наличия профессорско-преподавательских кадров высшей категории (докторов наук, профессоров), что было связано с возвращением эвакуированных кадров на прежние места дислокации вузов, переводом ряда квалифицированных преподавателей в другие транспортные вузы. В сложившихся условиях НИВИТ был вынужден приглашать сторонних профессоров на условиях внешних совместителей, почасовой оплаты труда. Так в вузе появились новые педагоги-ученые, которые впоследствии прославили НИВИТ на поприще науки. В первые послевоенные годы широкое распространение получила практика приглашения на преподавательскую работу офицеров-фронтовиков, выпускников вуза. В работе представлены новые сведения о начальниках факультетов и кафедр, их профессиональной и научной деятельности в этот период, раскрыты причины смены ряда руководителей. В статье нашло отражение разукрупнение кафедр НИВИТа в 1945 г., следствием чего стало появление трех новых кафедр: «Теория механизмов и детали машин», «Геология», «Гидравлика, водоснабжение и канализация». Развернутые списки профессорско-преподавательского состава за 1945/46 учебный год позволили автору проанализировать кадровый состав института, подробнее раскрыть отдельные персоналии, отразить участие преподавателей в общественно-политической жизни вуза и г. Новосибирска.

Сохранить в закладках