Архив статей журнала
В статье рассматривается этический рационализм древнегреческого философа Сократа и его соотношение с метанарративами древнегреческой культуры и образования. Философско-этические вопросы, поднятые Сократом, касаются прежде всего природы нравственной истины и того, как она раскрывается человеку, что есть высшее добро и почему в афинском демократическом обществе не проявляется терпимость к иному мнению или мировоззрению. Философ Сократ - предшественник эпохи Просвещения, в основе этического рационализма которой лежит образ человека. В статье анализируется социально-политическая и духовная обстановка в городе-государстве Афины V века до н. э. и выявляются ее социокультурные проблемы. Использованы труды отечественных специалистов по античной философии С. И. Соболевского и А. Ф. Асмуса, а также посвященные античной философии статьи западных авторов - У. Дью-ранта, Г. Гитека, Д. Джаретта. Автор стремился понять, в каких социально-политических условиях формировался этический рационализм Сократа, а также установить связь философии Сократа с философией его предшественников (софисты и другие философские школы Афин) и последователей (эпикурейство и стоицизм). Отмечается взаимосвязь этического рационализма Сократа с идеями его предшественников. Выясняются причины, по которым Сократ был приговорен к смерти демократическими правителями города-государства Афины.