Архив статей журнала
В статье проводится культурологический анализ развития образа железной дороги в произведениях временных искусств. Характеристика литературы и музыки, относящихся к данной группе искусств, дается на основе исследований М. С. Кагана. В качестве их ключевых особенностей отмечены ограниченность изобразительных и большее проявление выразительных возможностей. Исследование охватывает основные этапы развития искусства XIX-XXI вв. и выявляет динамику развития образа железной дороги на каждом этапе. Отмечаются особенности средств выразительности, с помощью которых данный образ создается. В музыкальных произведениях XIX в. разработка образа железной дороги происходила прежде всего в инструментальной музыке - танцевальной (вальсы, галопы, польки семьи Штраусов) и программной (фортепианные пьесы Ш. Алькана, Дж. Россини), в которой появились специфические «железнодорожные» звукоизобразительные элементы. Литературное осмысление образа железной дороги в тот же период в целом развивается в рамках двух направлений - техницизма (С. Швырев, А. фон Шамиссо) и антитехницизма (П. Вяземский, Детлеф фон Лилиенкрон). В произведениях второй половины XIX - начала ХХ в. происходит усиление драматического наполнения образа железной дороги (произведения Н. Некрасова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Андреева, И. Анненского, М. Цветаевой, М. Волошина). Осмысление образа железной дороги как самостоятельной механической системы происходит в авангардистских направлениях первых десятилетий ХХ в. в литературе (произведения В. Нарбута, Д. Бурлюка, В. Хлебникова) и музыке (композиции А. Онеггера, В. Дешевова, Ч. Айвза, С. Прокофьева, В. Задерацкого). Искусство постмодернизма шло по пути экспериментов: в музыке - в области звукоизвлечения, смешения реальных звуков железной дороги со звуками акустических и электронных музыкальных инструментов (П. Шеффер, С. Райх, Дж. Кейдж); в литературе - в ключе переосмысления традиций, коллажности, игры со словом и текстом (В. Ерофеев, Д. Григорьев, А. Алехин).
В статье проводится историко-культурологический анализ вклада выдающегося деятеля эпохи Возрождения Эразма Роттердамского в науку, культуру и образование эпохи Возрождения и последующих веков. Авторы определяют Эразма Роттердамского как гуманиста, открывшего людям новые способы борьбы с недостатками общественного строя, существующими в его время, и опасности доминирования религиозного уклада во всех сферах жизни общества. Знакомство с гуманистическими идеалами Эразма Роттердамского необходимо историкам и культурологам для того, чтобы, во-первых, понять, на каких мировоззренческих и методологических основах он формирует свои гуманистические идеи, во-вторых, уточнить, какие метанарративы античной культуры он заимствует у своих предшественников, а какие внедряет сам. В основу содержания статьи положены гуманистические нарративы немецкого гуманиста Иоганна Рейхлина, француза Жака Лефевра д’Этапля, английских гуманистов Джона Колета и Томаса Мора, а также западных и российских историков, философов и культурологов. Эразм Роттердамский указал новые пути общественного развития в эпоху Возрождения посредством человеческой активности, триумфа науки и образования, показал различие между Средневековьем и Новым временем. Это был уникальный духовный опыт, который в центр Вселенной поставил человека. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского не потеряли своей актуальности и в наше время и предоставляют исследователям его творчества уникальный материал для анализа и внедрения его в научную, культурную и образовательную сферу деятельности современного человека и общества.