Архив статей журнала
В статье рассматривается железная дорога как результат материального и идеального конструирования. Материальное конструирование представлено как формирование железной дороги в качестве материализованного (вещественного) объекта. Дано краткое описание эволюции изобретений, лежащих в основе работы железной дороги, - колеса, колейной дороги, паровой машины, обозначен в качестве ключевого первый этап становления железной дороги - создание паровозов Р. Тревитика, Дж. Стефенсона, открытие Ливерпульско-Манчестерской железной дороги. Обозначена эволюция локомотивов, вагонов, железнодорожной инфраструктуры, сделан вывод о формировании железной дороги как материального объекта со сложной структурой и эффективным функционированием. Идеальное конструирование описано как наполнение материального объекта смысловым содержанием в процессе обыденного и художественного познания. Показано, как обыденный образ железной дороги формировался в процессе непосредственного взаимодействия человека с железнодорожным транспортом и фиксировался в дневниках, письмах, газетных заметках. На основе анализа данных источников, в определенном количестве доступных в сети Интернет, выявлены некоторые варианты семантизации железной дороги - персонификация в образе железного коня, уподобление хтоническому существу, осмысление значения (позитивного или негативного) для человеческого общества, культуры. Осмысление железной дороги в рамках художественного познания происходила по трем ключевым направлениям - технический объект, дорога/путь, дом. На примерах произведений литературы, живописи, графики, музыки, киноискусства раскрыто содержание данных концептов - образ железной дороги представлен как воплощение идей техницизма и антитехницизма, как символ жизненного пути, символ дома как антропологического и социокультурного пространства.
В статье представлены проблемы исследования обереговых функций в домовой росписи Алтая. Анализируются характерные мотивы и символы, их семантика и связь с традиционными верованиями славян. Символы классифицированы по их функциональному и обереговому значению с применением сравнительного анализа с другими урало-сибирскими росписями. Представлен структурно-семантический анализ этнографических образцов Алтайского края. Источником послужили фотоматериалы альбома «Русское декоративно-прикладное искусство на Алтае», в котором собраны этнографические образцы из сел Топольное, Туманово, Черемшанка и Сибирячиха (альбом хранится в фонде Московского всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства). Исследуется обереговая функция, а также роль росписи в защите жилища. Рассматривается строение внутреннего убранства помещения, устройство крестьянской избы, выявляются закономерности зонирования пространства: передний угол и рабочая зона, а также деление на ярусы. Анализируются региональные особенности росписи, влияние мифологических представлений и связь с другими видами народного искусства. Рассматриваются различные виды композиций, выявляются обереговые формы: растительные, животные, магические знаки (круги, венки). Эти формы часто располагаются в ключевых местах дома: дверных проемах, окнах, наличниках, стенах и простенках, а также потолках. Особое внимание уделяется эволюции обереговых мотивов, проводится сравнительный анализ с периодами переселения славянских этносов в Алтайском крае. Сделаны выводы о том, что алтайская домовая роспись является следствием миграции урало-сибирской росписи, а также о том, что обереговые формы урало-сибирской домовой росписи на Алтае представляют собой богатый синтез символических элементов, служащих защите и укреплению семейного очага. Рассматривается проблема сохранения культурного наследия Алтая.