ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ (2024)
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Авторы: МОРОЗОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, Мельников Антон Владимирович

В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации подходов к воспитанию молодежи в условиях глобальных вызовов. Текущая социальная ситуация требует от педагогов и общественности разработки и внедрения в практику новых подходов к воспитанию. Авторы представляют анализ приоритетных направлений и современных подходов к проблеме воспитания. В современном научном сообществе прослеживается тенденция формирования полисубъектного и междисциплинарного подхода к воспитанию. Полисубъектный подход выявляет приоритетные условия, объективные закономерности и основные принципы взаимодействия субъектов в рамках современной развивающейся общественной системы. Междисциплинарный подход подразумевает использование субъектами воспитательной деятельности вне образовательных учреждений многообразия новых технологий, методов и приемов. В качестве приоритетных направлений воспитательной работы выделяются общекультурное, духовнонравственное и общеинтеллектуальное. В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «гражданская ответственность». Патриотизм объединяет общекультурные, духовно-нравственные и социальные ценности. Гражданская ответственность проявляется в осознании экзистенциального значения суверенитета, территориальной целостности и экономического благополучия Родины. Авторы выделяют актуальные технологии патриотического воспитания: развитие позитивной социальной активности, развитие эмоционального интеллекта, повышение медиаграмотности. Позитивная социальная активность молодежи в период цифровизации общества может реализоваться в организации форумов для обсуждения актуальных вопросов. Участие в волонтерском движении играет важную роль в повышении уровня эмоционального интеллекта, развитии навыка адекватно реагировать на негативные ситуации. В статье подчеркнута необходимость обучения молодежи правильному использованию цифровых инструментов и ресурсов для повышения медиаграмотности и развития навыков верификации информации. Авторы теоретически обосновывают необходимость интеграции технологий, направленных на развитие позитивной социальной активности, эмоционального интеллекта и повышение уровня медиаграмотности, в воспитательный процесс, который выходит за рамки образовательных учреждений.

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЯ (2024)
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Авторы: МУБАРАКШИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

На сегодняшний день понятие «эмоциональный интеллект» изучено гораздо меньше, чем понятие «коэффициент умственного развития». А между тем эмоциональная компетентность способна помочь выстроить эффективное поведение в любой ситуации. В рамках анализа теоретических источников было обнаружено, что эмоциональная компетентность руководителя выступает одним из факторов влияния на качество исполнения определенных задач, а наличие трений с руководителем может привести к административным нарушениям. На основе различных теоретических разработок исследователей, в том числе модели Д. Гоулмана, Кодекса деловой этики для сотрудников компании ОАО «РЖД» и матрицы корпоративных компетенций ОАО «РЖД», была предложена модель эмоционального интеллекта (EIQ), которая применяется в структурных подразделениях данной организации. Целью проведенного автором исследования было выявление уровня эмоционального интеллекта руководителей ОАО «РЖД» и анализ того, насколько эмоциональный интеллект руководителя влияет на управление персоналом организации и на эффективность его деятельности. Были использованы следующие методы: анализ документов, экспертное интервью, опрос в форме анкетирования, психологическое тестирование, а также методы математической статистики и стратегические методы. В ходе исследования был выявлен ряд ограничений, связанных с эмоциональным интеллектом руководителей и влияющих на деятельность предприятия, а именно: средний уровень эмоционального интеллекта, низкая способность сдерживать импульсы, контролировать свои эмоции, проблемы в коммуникативном процессе, снижение эффективности работы и т. п. Это позволило автору выйти на основную проблему исследования - неэффективное применение EIQ руководителями в своей трудовой деятельности. По результатам исследования автором был предложен ряд проектных рекомендаций по совершенствованию эмоционального интеллекта руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД».

Сохранить в закладках