Архив статей журнала
Наряду с отечественными и зарубежными научными и художественными публикациями, одним из важнейших источников информации и путем к пониманию языка и культуры современного Китая являются китайские социальные медиа. В статье описана «Красная книжечка» - одна из самых популярных китайских интернет-платформ, где пользователи делятся своими мнениями, используя характерную для социальных медиа письменную форму живого разговорного языка, при этом их высказывания несут в себе элементы как современной, так и традиционной культуры Китая. Смешение в живом языке современности и архаики как отражение жизненного мира китайского социума в XXI веке является предметом культур-философского анализа; эта особенность современного китайского языка и культуры рассмотрена на примере концепта «трава». Понятие «трава» издревле было одним из важнейших в жизненном мире китайского этноса, на протяжении тысяч лет развивавшегося преимущественно как аграрная цивилизация. С позиций философии языка и философии культуры рассмотрены связанные с этим понятием метафоры, описывающие поведение пользователей популярной китайской интернет-платформы, прослежена связь этих выражений с описанием традиционного способа ведения сельского хозяйства. Выявлено отражение традиционной культуры Китая в виртуальной среде социальных медиа благодаря устойчивости жизненного мира, которая сохраняется и во времена технологических революций. Дополнительно подчеркнута роль метафоры как универсального познавательного инструмента, присущего различным культурам. Вместе с тем автор отмечает сопротивление быстрым технологическим изменениям, которое демонстрирует традиционный способ мышления, воплощенный в языковой картине мира древнейшей из ныне существующих цивилизаций.
В статье отмечается сохранение ряда теоретических сложностей в философских описаниях мировоззрения: расплывчатость базового для него понятия «мир», которое используется как интуитивно ясное; неоднозначное соотношение мировоззрения с такими феноменами, как картина мира, онтология, идеология; выделение видов мировоззрения по различным основаниям, требующее логической реорганизации. Предложен авторский вариант систематизации представлений о мировоззрении, позволяющий прояснить указанные проблемы. Мир определяется как многоуровневая система: индивидуальному, групповому, всеобщему субъектам мировоззрения соответствует свой круг объектов, составляющих его мир. Предложено также рассматривать в качестве объекта мировоззрения жизненный мир культуры как совокупность объективных обстоятельств бытия вместе с теми субъектными смыслами, которые в них вкладываются. Разграничение познавательного (когнитивного), ценностного и поведенческого компонентов мировоззрения позволяет уточнить соотношение с мировоззрением смежных феноменов: картина мира и онтология сближаются с познавательным компонентом, а идеология - с ценностным и поведенческим. Показано, что деление мировоззрения на мифологическое, религиозное, научное является содержательным и базируется на том, какой вид познания выступает основой для синтеза представлений о мире, тогда как разграничение обыденного и научного мировоззрения носит логический характер и исходит из способа и степени осуществления синтеза. Поскольку эти варианты деления относительно независимы, возникает варьирующаяся структура их наложения: мифологическое мировоззрение строится преимущественно обыденными средствами, но в нем могут зарождаться философские обобщения; религиозное мировоззрение может быть как обыденным, так и философским; научное мировоззрение тяготеет к философскому, но в нем могут присутствовать и обыденные идеи.