Архив статей журнала

СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ЦЕЛИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ (2025)
Выпуск: № 3 (189) (2025)
Авторы: Каранатова Лариса Геннадиевна, Елсуков Михаил Юрьевич, Шалимов Михаил Борисович

В статье рассматриваются вопросы стратегического планирования пространственного развития. Представлены основные методологические подходы, которые использовались при реализации региональной политики и пространственного развития в предшествующий период новейшей истории России. Сопоставляются принятые в 2019 и 2024 гг. стратегии пространственного развития. Рассматриваются особенности условий их разработки и утверждения. Дана характеристика отдельных положений, заложенных в основу новой стратегии. Проанализированы количественные показатели, характеризующие условия, в которых развиваются процессы пространственного развития в последние годы. Делается вывод о снижении эффективности политики пространственного развития в случае принятия документов стратегического планирования, предполагающих безальтернативные сценарии. Доказывается необходимость утверждения стратегии пространственного развития, предусматривающей большее количество вариантов, чем «инерционный» и «целевой». Показана актуальность проблем взаимосвязи и взаимодополнения документов системы стратегического планирования, а также межрегионального сотрудничества. Особое внимание уделено инициативам создания опорных населенных пунктов. Формулируется тезис о том, что тенденция к концентрации населения в крупных населенных пунктах - это проблема, требующая решения, а не просто процесс, под который должна подстраиваться Стратегия пространственного развития.

Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ: ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА И ГЕОГРАФИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (2025)
Выпуск: № 3 (189) (2025)
Авторы: МЕЖЕВИЧ НИКОЛАЙ МАРАТОВИЧ, Хлутков Андрей Драгомирович, Шимов Всеволод

В статье рассматриваются ключевые аспекты организации оптимального управления железнодорожным транспортом. Показана роль транспорта в организации национального экономического развития и международной торговли. Проанализированы основные особенности истории железнодорожной системы Республики Беларусь, ее стратегический и геополитический потенциал, а также трудности и вызовы, с которыми она столкнулась, начиная с середины XIX века. Рассмотрены экономические и географические факторы формирования железнодорожной сети в белорусских губерниях.

Сохранить в закладках
НЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (2025)
Выпуск: № 3 (189) (2025)
Авторы: Полтавченко Георгий Сергеевич

Несистемная оппозиция как политическое явление существует на протяжении всей истории России и продолжает играть значительную роль в современной политической жизни. Изучение ее исторических корней, методов работы и источников финансирования является актуальным для понимания ее влияния на политическую систему и общество в целом. Целью работы является анализ феномена несистемной оппозиции в России, а также выявление общих черт и качеств лидеров несистемной оппозиции (что ими движет, какие цели они преследуют, какими методами и способами ведут борьбу с действующей властью, на кого опираются и откуда получают финансирование). Задачами автора статьи является изучение исторических примеров несистемной оппозиции в России, начиная с XVI в., исследование связи с внешними силами и источников ее финансирования, методов достижения целей и последствий деятельности несистемной оппозиции для страны и общества, а также выявление возможных мер по противодействию ее дестабилизирующему влиянию на государство. В результате исследования исторических лидеров оппозиции (Андрей Курбский, Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев) автор определяет основные методы деятельности несистемной оппозиции, включая радикальные действия, манипуляцию информацией и провокации; фиксирует, что зарубежное финансирование свидетельствует об использовании российской оппозиции как инструмента внешнего влияния; демонстрирует негативные последствия несистемной оппозиции, включая экономический ущерб, человеческие жертвы и дестабилизацию обстановки. В качестве вывода подчеркивается, что несистемная оппозиция представляет собой серьезную угрозу для стабильности и суверенитета России. Для снижения ее влияния необходимы укрепление диалога власти с обществом, своевременное устранение ошибок и прозрачность в принятии решений. Только таким образом можно минимизировать риски, связанные с деятельностью несистемной оппозиции, и обеспечить устойчивое развитие страны.

Сохранить в закладках
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛАТНЫЕ ФОРМЫ В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА (2025)
Выпуск: № 3 (189) (2025)
Авторы: Хлутков Андрей Драгомирович

Глава государства, Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал изменения в Федеральный закон об образовании. Изменены статьи 101 и 104 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Новой редакцией Федерального закона устанавливается, что перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, научных специальностей, по которым определяется предельное количество мест для приема на обучение по образовательным программам высшего образования по договорам об оказании платных образовательных услуг, порядок и сроки определения предельного количества таких мест, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сохранить в закладках
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ОРГАНИЗОВАННЫЙ НАБОР КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (188) (2025)
Авторы: Бурда Михаил Александрович

Актуальность темы исследования заключается в том, что внешняя трудовая миграция остается одним из наиболее значимых направлений регулирования государственной миграционной политики Российской Федерации. Это обусловлено несоответствием реальных потребностей рынка труда и имеющихся качественных характеристик иностранной рабочей силы, а также существующего порядка ее свободного привлечения. Целью исследования является выявление особенностей системы организованного привлечения иностранной рабочей силы как эффективного механизма регулирования внешней трудовой миграции. Задачи исследования заключаются в выявлении концептуальных принципов реализации системы организованного набора, обосновании востребованности организованного набора в миграционной политике Российской Федерации на современном этапе и анализ организованного набора как комплекса мер в контексте управленческих функций государства в сфере миграции. В качестве методов исследования выступают политико-правовой анализ, позволивший определить принципы формирования и регулирования механизмов организованного набора в системе внешней трудовой миграции современных государств, и институциональный анализ, используемый в целях рассмотрения деятельности различных акторов, оказывающих влияние на процесс формирования, реализации и совершенствования миграционной политики. Результаты проведенного исследования позволяют подтвердить эффективность системы организованного набора иностранной рабочей силы как одного из способов регулирования внешней трудовой миграции с учетом имеющихся интересов государства и общества в сфере экономики и национальной безопасности, а также противодействия потенциальным миграционным рискам. В выводах исследования приводятся ключевые характеристики, отличающие механизм организованного набора от имеющейся практики свободного привлечения внешних трудовых мигрантов, что позволяет повысить эффективность государственного управления в данной области государственной миграционной политики современной России.

Сохранить в закладках
НЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (2025)
Выпуск: № 2 (188) (2025)
Авторы: Полтавченко Георгий Сергеевич

Несистемная оппозиция как политическое явление существует на протяжении всей истории России и продолжает играть значительную роль в современной политической жизни. Изучение ее исторических корней, методов работы и источников финансирования является актуальным для понимания ее влияния на политическую систему и общество в целом. Целью работы является анализ феномена несистемной оппозиции в России, а также выявление общих черт и качеств лидеров несистемной оппозиции (что ими движет, какие цели они преследуют, какими методами и способами ведут борьбу с действующей властью, на кого опираются и откуда получают финансирование). Задачами автора статьи являются изучение исторических примеров несистемной оппозиции в России, начиная с XVI в., исследование связи с внешними силами и источников ее финансирования, методов достижения целей и последствий деятельности несистемной оппозиции для страны и общества, а также выявление возможных мер по противодействию ее дестабилизирующему влиянию на государство. В результате исследования исторических лидеров оппозиции (Андрей Курбский, Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев) автор определяет основные методы деятельности несистемной оппозиции, включая радикальные действия, манипуляцию информацией и провокации; фиксирует, что зарубежное финансирование свидетельствует об использовании российской оппозиции как инструмента внешнего влияния; демонстрирует негативные последствия несистемной оппозиции, включая экономический ущерб, человеческие жертвы и дестабилизацию обстановки. В качестве вывода подчеркивается, что несистемная оппозиция представляет собой серьезную угрозу для стабильности и суверенитета России. Для снижения ее влияния необходимы укрепление диалога власти с обществом, своевременное устранение ошибок и прозрачность в принятии решений. Только таким образом можно минимизировать риски, связанные с деятельностью несистемной оппозиции, и обеспечить устойчивое развитие страны.

Сохранить в закладках
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ КАК СТРЕСС-ТЕСТ (2025)
Выпуск: № 2 (188) (2025)
Авторы: Хлутков Андрей Драгомирович

В общественно-политической литературе достаточно активно обсуждается проблематика эффектов специальный военной операции для экономической и политической сферы жизни российского общества. Разброс мнений весьма велик, что еще раз, хотя и косвенно, подтверждает тот факт, что никакой цензуры в Российской Федерации, в отличие от Европы, нет.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (187) (2025)
Авторы: Бородин Семен Николаевич

Вопросы перспективного развития регионов России не теряют свою актуальность, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Одним из важных вопросов региональной экономики, стоящим на повестке, остается вопрос устойчивого развития региональных социально-экономических систем. На сегодняшний день остаются нерешенные вопросы по формированию комплексной методики оценки перспектив развития региона с позиции его устойчивого развития. Целью статьи является разработка методики оценки перспектив развития региона на основе концепции устойчивого развития, реализованной в виде блок-схемы. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: провести обзор исследований в области оценки перспектив развития региона, выявить оптимальный набор методов и инструментов оценки перспектив развития региона, дифференцированный по компонентам устойчивого развития, сформулировать определение инструментов и методов оценки перспектив развития региона, сформулировать определение оценки перспектив развития региона. Предметом исследования выступают инструменты и методы оценки перспектив развития региона. В ходе анализа научной литературы было установлено, что оценка перспектив развития региона осуществляется путем выполнения шести шагов: отбор индикаторов развития региона, ретроспективный анализ, прогнозирование, оценка перспектив, формирование мер корректирующего воздействия, разработка стратегии социально-экономического развития. На основании обзора научной литературы были сформулированы определения прогнозирования социально-экономического развития, оценки перспектив развития региона. В рамках сравнения содержаний понятий «прогнозирование» и «оценка перспектив» развития региона установлены общие характеристики и разность между этими понятиями, которая заключается в самой цели проведения той или иной процедуры. В статье было дано определение инструментов и методов оценки перспектив развития региона с позиции теории государственного управления и теории социально-экономических систем. Определено различие между этими понятиями. В ходе составления схемы оценки перспектив развития региона были описаны предлагаемые для использования исследовательские инструменты и методы оценки перспектив, а также сформулирован ожидаемый результат в рамках выполнения каждого шага алгоритма по комплексной оценке перспектив развития региона на основе концепции устойчивого развития. Предложена комплексная схема оценки перспектив развития региона, которая включает в себя анализ внешних и внутренних условий, влияющих на устойчивое развитие региона, оценку перспектив развития по трем компонентам устойчивого развития, а также комплексную оценку перспектив развития с применением интегрального индекса устойчивого развития, который позволяет в целом оценить устойчивое развитие региона. Предложенная схема нивелирует недостатки существующих методик оценки перспектив развития региона.

Сохранить в закладках
МТК «СЕВЕР - ЮГ»: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ. ЧАСТЬ 2 (2025)
Выпуск: № 1 (187) (2025)
Авторы: Шумилов Михаил Михайлович

К настоящему времени в России опубликовано немного обобщающих исследований, направленных на выявление явных и скрытых внешних рисков проекту МТКСЮ, стратегическая важность и геоэкономическая значимость которого не вызывает сомнений. Цель статьи формирование адекватного представления о фактической и мнимой значимости этих рисков, их остроте, взаимосвязях и взаимообусловленности. На основе комплексного анализа массива обширной информации автор пришел к выводу об изначально повышенном внимании ведущих участников проекта - России, Азербайджана и Ирана - к «западной ветке» МТКСЮ. Одновременно было установлено, что именно на этом проекте сосредоточились наиболее острые вызовы со стороны США и ЕС, Турции, Индии и Китая, республик Центральной Азии, Армении и Пакистана. При этом подчеркивается, что главная опасность согласованной работе РФ, Азербайджана и Ирана в рамках проекта исходит от США и их союзников по НАТО. Не скрывая своей враждебности к РФ, Ирану и Китаю, они прилагают усилия по вовлечению Азербайджана и других бывших республик СССР в свою геополитическую игру на Южном Кавказе. Также установлено определенное влияние на поведение Баку со стороны «пантюркистского» движения, озабоченного переключением внимания Азербайджана на проект ТМТМ. Пантюркистам импонирует то, что он пользуется поддержкой Запада. К числу геополитических вызовов и рисков автор также относит азербайджано-иранские и азербайджано-индийские противоречия, конкуренцию Индии с Китаем и Пакистаном в Центральной Азии, претензию Армении на создание параллельной МТКСЮ транспортной инфраструктуры. В статье объясняется подоплека и масштаб всех этих вызовов и рисков для России и проекта МТКСЮ в целом, их основательность и острота. По мнению автора, главный вызов (фактически - угроза) проекту сегодня исходит от США, которые активизировали свое участие в замирении Баку и Еревана. В этой связи он призывает следить за стремлением Вашингтона к вытеснению РФ из Армении и превращению ее в подконтрольное Западу государство. Также привлекается внимание к опасной для РФ перспективе заключения сделки между Турцией и Азербайджаном за счет Армении в направлении принудительного осуществления «Зангезурского проекта».

Сохранить в закладках
ВОЙНА КАК ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ. К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ ВОЙНЫ И МИРА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2025)
Выпуск: № 1 (187) (2025)
Авторы: Безлепкин Николай Иванович, Бажуков Владимир Иванович

Проблемы войны и мира на протяжении всей истории человечества остаются наиболее обсуждаемыми вопросами. Их решение имеет не только сугубо теоретический интерес, но и оказывает влияние на развитие международного права и отношений между государствами. Современная мировая политика значительно обогатила представления о диалектике войны и мира, расширив знание о возможных взаимных трансформациях войны и мира, расширении акторов применения военной силы, постановкой проблемы о рассмотрении войны как средства принуждения к миру. Целью статьи является прослеживание диалектики войны и мира на различных этапах всемирной истории, раскрытие характера трансформаций войны и мира, установление условий, при которых война становится средством принуждения к миру. Методология исследования основана на анализе обширной историографии по проблеме войны и мира, применении сравнительно-исторического метода в изучении природы и характера таких состояний общества, как война и мир, использовании диалектического принципа в рассмотрении места и роли насилия и ненасилия в обществе, применении военной силы в качестве средства принуждения к миру. Результаты, полученные в исследовании, позволяют расширить знание о природе и характере современных войн, условиях при которых военная сила является средством принуждения к миру, указывают на необходимость поддержания вооруженных сил государства адекватной существующим угрозам для обеспечения национальной безопасности и суверенитета, в готовности к применению в качестве средства принуждения к миру. Выводы. Результаты исследования позволяют заключить, что в современных международных отношениях целью войны может быть принуждение к миру. Справедливый характер вооруженной борьбы народа Новороссии, как и проводимая Российской Федерацией специальная военная операция, являются вынужденной и крайней мерой, направленной на сохранение национально-культурной идентичности жителей Донбасса, ликвидации возникающих военных угроз на южных рубежах России посредством принуждения к миру.

Сохранить в закладках
О СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)
Выпуск: № 1 (187) (2025)
Авторы: Каранатова Лариса Геннадиевна, Елсуков Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы разработки политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Рассматриваются предпосылки возникновения необходимости их решения. Санкционное давление на экономику России привело к уходу с отечественного рынка инвесторов из государств, которые проводят недружественную политику в отношении Российской Федерации. Это в свою очередь привело к разрыву экономических и технологических связей. Заставило искать замену импортируемым товарам из этих стран, реализовывать политику импортозамещения. Дальнейшая эскалация санкционного давления потребовала разработки и реализации политики обеспечения технологического суверенитета. Это потребовало по-новому взглянуть на вопросы инновационного развития. В России есть опыт реализации политики, направленной на построение инновационной экономики. На основе ее анализа, сделаны выводы о рисках обеспечения инновационного развития путем заимствования иностранных технологий, необходимости реализации политики технологического развития с опорой на собственные ресурсы. В статье рассматриваются Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Концепция технологического развития на период до 2030 года как документы стратегического планирования, связанные с реализацией политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. В статье рассмотрены проблемы функционирования системы стратегического планирования, предложены подходы согласования стратегии обеспечения технологического развития с отраслевыми стратегиями и стратегией пространственного развития. Предложены и сопоставлены варианты проведения этих согласований.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И НКО В РОССИИ: ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (2025)
Выпуск: № 1 (187) (2025)
Авторы: Баталова Юлия Владимировна

Целью статьи является необходимость пересмотра в рамках отечественной политической науки либеральной парадигмы соотношения государства и негосударственных некоммерческих организаций (далее: НКО) в целях наполнения публично-политического пространства властно-общественного взаимодействия ценностями конструктивного, созидательного сотрудничества. Использованы сравнительный, исторический, описательный методы. Получены следующие результаты. Выявлена и охарактеризована причина, снижающая валидность популярной в современной политической науке модели государства-«садовника», в соответствии с которой власть создает все условия для поддержки гражданских инициатив, развития и масштабирования технологий межсекторного социального партнерства, при этом не вмешиваясь в процесс эволюции НКО, предоставляя полную свободу их деятельности. Такой причиной неэффективности модели государства-«садовника» представляется заложенный в ее основу деидеологизированный либерализм конца XX в., нивелировавший роль государства в вопросах инициирования, разработки и реализации политики поддержки и регулирования третьего сектора, в том числе идейно-ценностного наполнения общественно-государственного взаимодействия. На конкретных примерах аргументировано, что попытки переноса модели государства-«садовника» в демократии нелиберального типа способствовали появлению и усилению кризисов и диспропорций развития как организаций некоммерческого сектора, так и национальных политических систем. Обосновано, что глубинной причиной резкого ужесточения государственной политики России по отношению к НКО в 2000-2010-х годах стал ценностный конфликт между ультралиберальными общественными организациями и властью в 1990-х годах. В итоге аргументирована необходимость для современной политической науки и практики корректировки модели государства-«садовника» в аспектах усиления целеполагающей, идеологической функции государства по отношению к НКО. Первоочередным этапом конструктивизации властно-общественного взаимодействия в публично-политической сфере представляется внедрение концепции управления по ценностям для НКО.

Сохранить в закладках