Актуальность. Реализуемые в Арктическом макрорегионе принципиально новые инфраструктурные и производственные решения впоследствии могут быть масштабированы как в субарктических регионах, так и в стране в целом, что обусловливает значимость анализа арктических проектов, проблем, принимаемых решений и актуализирует исследования различных аспектов предметной области. Цель исследования: изучение содержания арктических проектов (в разрезе приоритетных проектов опорных зон развития), проблем и цифровых решений при их реализации. Задачи исследования: характеристика приоритетных проектов опорных зон развития; изучение передовых кейсов нефтегазовых компаний КНР и РФ в области искусственного интеллекта. Методы исследования: системный подход, логический анализ, синтез, контентанализ открытых источников, моделирование. Результаты. Внедрение цифровых технологий в реализации ресурсных арктических проектов заключается в предварительном применении интеллектуального оборудования, использования больших данных, машинного обучения и других ИT-технологий в обработке и анализе данных для разведки и разработки. Внедрение технологий ИИ в ресурсных отраслях только началось и, несмотря на полученный операционный эффект, пока не принесло желаемых масштабных результатов. Оценка эффективности инвестиционных арктических проектов должна базироваться на совокупности показателей коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности. Предлагаемая концептуальная модель оценки экономической эффективности DT (Digital Twin) включает три уровня оценки в зависимости зрелости двойника и генезиса образования экономического эффекта. Максимальный экономический эффект от внедрения DT достигается за счет автоматизации принятия решений, интеграции DT в производственные процессы в реальном времени и значительного сокращения совокупных операционных расходов. Автономные и когнитивные DT высокого уровня зрелости обеспечивают управленческую гибкость, стратегическое повышение стоимости компании и возможность оперативного реагирования на изменения внешней среды.
В работе представлен инновационный метод бизнес-планирования при помощи технологии искусственного интеллекта. В быстро меняющихся условиях возможность надежного прогнозирования и планирования высоко востребована. Внедрение технологии искусственного интеллекта и автоматизация процессов анализа и планирования позволяют создать совершенно новую динамичную мультиагентную модель финансового бизнес-планирования, быстро реагирующую на изменение внешних макроэкономических факторов и снижающую риск влияния человека, что и стало результатом исследования. Поставив целью разработать новый, актуальный, современный и высокоточный технологический подход к бизнес-планированию, авторы изучили ряд современных научных исследований по внедрению искусственного интеллекта в процессы финансового планирования и прогнозирования, систематизировали их и выделили интересные и практически реализуемые идеи. В результате предложен подход, позволяющий проводить довольно гибкое и быстро реализуемое бизнес-планирование, показывающее высоконадежный результат в коротком периоде и реализующий возможность оперативного изменения параметров деятельности компании. Однако его внедрение требует модификации процессов бизнес-планирования и внедрения автономной мультиагентной системы, которые также разработаны и предложены в исследовании. Статья будет интересна практикующим экономистам и представителям бизнеса, занимающимся бизнес-планированием, а также ученым и студентам, вовлеченным в проекты стимулирования предпринимательской деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена ролью и значением результатов деятельности предприятий нефтегазового сектора, испытывающего в настоящее время сильное влияние современных трансформационных трендов, для целей развития национальной экономики. В статье анализируются результаты воздействия зеленого тренда, обусловленного объективной необходимостью следования принципам ESG и отвечать на вызовы декарбонизации. Целью исследования является изучение влияния зеленой повестки и оценка эффективности ESG-инвестиций, а также обоснование предложений по реализации принципов ESG в корпоративных стратегиях нефтегазовых компаний. Задачи исследования: изучить зеленые кейсы ключевых российских нефтегазовых компаний; выполнить оценку эффективности ESG-инвестиций; сформулировать предложения, позволяющие компаниям нефтегазового сектора более эффективно встраиваться в ESG-повестку. Методы исследования: системный подход, логический анализ, синтез; применялись эмпирический метод рейтинговой оценки, контент-анализ открытых источников, корреляционно-регрессионный анализ. Результаты. Несмотря на улучшение позиций в профильных рейтингах, рентабельность ESG-инвестирования нестабильна, поэтому необходимо усиление работы по повышению уровня экологической и социальной ответственности, эффективности управления рисками. Необходимо закрепить на законодательном уровне требования к составлению отчетности по устойчивому развитию, которые пока еще не полностью соответствуют международным стандартам в критериальной части. Оценку эффективности ESG-инвестиций затрудняет наличие ряда проблем, обусловленных использованием различных подходов к интеграции принципов ESG и мониторингу этого процесса с использованием KPI, недостаточной активностью в отслеживании и раскрытии информации об эффективности ESG-стратегий и др. Основные выводы. Успешное и последовательное решение задач зеленого энергоперехода позволяет достигнуть применения методов корпоративной стратегии и методов операционной эффективности по ключевым векторам. Между показателями ESG-инвестиций и чистой прибыли нефтегазовых компаний существует высокая корреляция; наиболее значимый коэффициент корреляции у ПАО «Татнефть» и ПАО «НК Роснефть». Целесообразна разработка на уровне отраслевых регуляторов документа, включающего пакет преференций для нефтегазовых компаний, реализующих ESG-повестку (налоговые льготы, предоставление долгосрочного и дешевого финансирования инфраструктурными госбанками, ускоренная амортизация капитальных вложений в ESG-проекты, обеспечение стабильного финансирования совместных проектов в сфере устойчивого развития регионов базирования нефтегазовых компаний).
Существенное увеличение миграционных потоков, направленных в Российскую Федерацию из государств постсоветского пространства, позволяет рассматривать современную Российскую Федерацию как один из главных центров миграционного притяжения в мире, а именно государства-реципиента внешней миграции. Миграционная политика государства-реципиента обладает определенными особенностями, что обусловлено необходимостью дифференциации внешней миграции на востребованную и нежелательную, обеспечение баланса интересов власти и общества, сочетания аспектов национальной безопасности государства и личности с экономико-демографическим подходом к миграции. В настоящее время существует несколько методик определения эффективности государственной миграционной политики, разработанных различными международными организациями, однако данные методики ориентированы на развивающиеся государства, которые, как правило, являются государствами-донорами миграции, либо рассматривают эффективность отдельных составляющих, например, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. В этой связи актуализируется необходимость выработки новых подходов оценивания реализуемого государством комплекса мер в области внешней миграции в контексте непосредственно государства-реципиента. Эффективная миграционная политика государства-реципиента сочетает подходы, обеспечивающие защиту национальных интересов, обеспечения безопасности государства, общества и личности, при этом адресно закрывает временные потребности национального рынка труда, что позволяет сформулировать ряд объективных критериев ее оценки.