Архив статей журнала
Существенное увеличение миграционных потоков, направленных в Российскую Федерацию из государств постсоветского пространства, позволяет рассматривать современную Российскую Федерацию как один из главных центров миграционного притяжения в мире, а именно государства-реципиента внешней миграции. Миграционная политика государства-реципиента обладает определенными особенностями, что обусловлено необходимостью дифференциации внешней миграции на востребованную и нежелательную, обеспечение баланса интересов власти и общества, сочетания аспектов национальной безопасности государства и личности с экономико-демографическим подходом к миграции. В настоящее время существует несколько методик определения эффективности государственной миграционной политики, разработанных различными международными организациями, однако данные методики ориентированы на развивающиеся государства, которые, как правило, являются государствами-донорами миграции, либо рассматривают эффективность отдельных составляющих, например, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. В этой связи актуализируется необходимость выработки новых подходов оценивания реализуемого государством комплекса мер в области внешней миграции в контексте непосредственно государства-реципиента. Эффективная миграционная политика государства-реципиента сочетает подходы, обеспечивающие защиту национальных интересов, обеспечения безопасности государства, общества и личности, при этом адресно закрывает временные потребности национального рынка труда, что позволяет сформулировать ряд объективных критериев ее оценки.
Актуальность темы исследования заключается в том, что внешняя трудовая миграция остается одним из наиболее значимых направлений регулирования государственной миграционной политики Российской Федерации. Это обусловлено несоответствием реальных потребностей рынка труда и имеющихся качественных характеристик иностранной рабочей силы, а также существующего порядка ее свободного привлечения. Целью исследования является выявление особенностей системы организованного привлечения иностранной рабочей силы как эффективного механизма регулирования внешней трудовой миграции. Задачи исследования заключаются в выявлении концептуальных принципов реализации системы организованного набора, обосновании востребованности организованного набора в миграционной политике Российской Федерации на современном этапе и анализ организованного набора как комплекса мер в контексте управленческих функций государства в сфере миграции. В качестве методов исследования выступают политико-правовой анализ, позволивший определить принципы формирования и регулирования механизмов организованного набора в системе внешней трудовой миграции современных государств, и институциональный анализ, используемый в целях рассмотрения деятельности различных акторов, оказывающих влияние на процесс формирования, реализации и совершенствования миграционной политики. Результаты проведенного исследования позволяют подтвердить эффективность системы организованного набора иностранной рабочей силы как одного из способов регулирования внешней трудовой миграции с учетом имеющихся интересов государства и общества в сфере экономики и национальной безопасности, а также противодействия потенциальным миграционным рискам. В выводах исследования приводятся ключевые характеристики, отличающие механизм организованного набора от имеющейся практики свободного привлечения внешних трудовых мигрантов, что позволяет повысить эффективность государственного управления в данной области государственной миграционной политики современной России.