Архив статей журнала
В статье рассматривается расширение геополитического влияния Китая в Африке через участие китайского миротворческого контингента в урегулировании континентальных военных конфликтов, в частности на примере Судана. Специфика миротворческой деятельности, в том числе и КНР, подразумевает не только получение непосредственной материальной выгоды от проведения миротворческих миссий, но и часто сопряжена с функционированием в наиболее конфликтогенных регионах, к которым относится и африканский континент, характеризующийся низкой грамотностью населения, территориями, богатыми природными ресурсами, множеством локальных и трансграничных конфликтов и войн. Авторами данной статьи проводится комплексное исследование общих аспектов миротворческой деятельности Китайской Народной Республики в африканской подсистеме международных отношений как фактора экспансии КНР на континент на примере суданского конфликта. Методологической основой исследования является системно-структурный подход, в основе которого лежит изучение миротворческой деятельности Пекина; используются два методологических принципа: «принцип универсализма» и «принцип узкого толкования» объекта исследования. Авторами применен метод анализа миротворческих операций КНР, а также интерпретационный анализ статистических и политико-правовых документов в сфере регулирования миротворческой деятельности. В работе дан комплексный анализ причин конфликта в Судане и описана роль Пекина в его урегулировании, проанализированы экономические и геополитические интересы КНР в стабилизации региона. Значимость статьи заключается в комплексном анализе результатов миротворческой деятельности КНР в Судане. С политической точки зрения - она способствовала укреплению политических связей. С экономической - росту двусторонней торговли и увеличению китайских инвестиций в экономику и инфраструктуру Судана. С гуманитарной - реализации продовольственных, образовательных и медицинских программах в целях повышения жизненного уровня населения и смягчения последствий конфликта. С международной - содействию международному миротворчеству и укреплению международной безопасности. В целом авторы статьи пришли к выводу, что китайское миротворчество в Африке демонстрирует симбиоз гуманитарных целей и экономико-политических интересов. С одной стороны, КНР вносит значительный вклад в стабилизацию региона, предоставляя ресурсы и оказывая дипломатическую поддержку. С другой - её действия интерпретируются как часть стратегии «мягкой силы», направленной на расширение влияния и контроль над важными ресурсами.
Предметом исследования настоящей статьи является внешняя политика Сербии как малой страны в отношении России и Запада в период их противостояния с 2022 года. Объектом же исследования является Республика Сербия. Автор фокусирует свое внимание на анализе поведения Белграда через концепцию “малой страны” (small state) и через особенности исторического развития республики. При анализе факторов малой страны отдельное внимание уделяется их внешнеполитическим стратегиям, которые выделили исследователи XX-ого века и которые Белград применяет сейчас. При выявлении факторов исторического развития политического руководства в Белграде в сравнительной перспективе фокус исследования направлен на периоды внешней Югославии при Й. Броз Тито и противоположный курс при С. Милошевиче. Все эти факторы суммируются и объясняют выбранную Сербией стратегию внешней политики балансирования между двумя крупными игроками. В исследовании применяется социальный конструктивизм, позволяющий проанализировать, как исторически сложившаяся идентичность Сербии (нейтралитет Тито, изоляционизм Милошевича) влияет на ее современный внешнеполитический курс. Неореалистский подход используется для оценки системных ограничений, с которыми сталкивается Белград, будучи малой страной. Контент-анализ официальных документов позволяет проанализировать заявления сербских властей и медиадискурса в заданный период. Новизна настоящего исследования заключается в анализе внутриполитических факторов Республики Сербия в контексте ее внешнеполитической стратегии в период с 2022 года. Новым представляется также анализ внешней политики Сербии сквозь призму теорий малых стран. В отечественной научной литературе исследования сконцентрированы лишь на двусторонних отношениях Москвы и Белграда. В настоящей работе же происходит изучение факторов, которые побуждают руководство Сербии вести отношения как с Россией, так и с Западом. Автор приходит к выводу, что внешняя политика Сербии сохраняет стратегическую осторожность и балансирование между великими державами по причине исторического опыта (негативными последствиями изоляции 1990-х гг. при Милошевиче и поражения в югославских войнах, с одной стороны и нейтралитет Тито и рост экономики Югославии с другой) до той поры, пока внутренние и внешние обстоятельства не вынудят Белград сделать выбор в пользу одной из великих держав.
В качестве предмета исследования выступает потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым). Следует отметить, что современное международное влияние базируется на способности привлекать внимание через культурные ценности, политические идеалы и гуманитарные инициативы, а публичная дипломатия выступает инструментом реализации данного влияния посредством диалога негосударственных акторов с иностранными аудиториями. Национально-культурные автономии (НКА), представляя интересы этнических и культурных общностей, могут стать ключевыми негосударственными акторами в этом процессе, так как они устанавливают тесные связи с культурными метрополиями и с государствами, где та или иная культура многочисленно представлена. Эти связи непосредственным образом, влияют на доверие, возникающее внутри этнических сообществ, и, как следствие, формируют позитивное представление о процессах, происходящих по линии национальное меньшинство - государство. В работе были использованы: институциональный метод (при анализе процесса оформления этнокультурного взаимодействия в Крыму); метод контент-анализа (при изучении уставных документов крымских региональных НКА); экспертный опрос (при анализе уровня вовлеченности крымских НКА в международную деятельность). Важным компонентом проведенного исследования стала концепция «мягкой силы», выступающая в качестве инструмента ненавязчивого влияния. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается деятельность национально-культурных автономий в контексте реализации публичной дипломатии. В результате проведенного экспертного опроса, направленного на определение уровня международной активности НКА, а также анализа деятельности крымских национально-культурных автономий, были обозначены параметры оценки эффективности их деятельности в реализации внешней политики. В результате проведенного исследования было выявлено, что национально-культурные автономии обладают значительным, но недостаточно изученным потенциалом в сфере публичной дипломатии. Так, из 13 руководителей НКА РК, принявших участие в опросе, 8 экспертов отметили, что их организации выходят за пределы регионального взаимодействия: 2 организации ограничиваются федеральным уровнем, 6 организаций выходят на международный уровень. Метрическое измерение каждого из обозначенных параметров дает возможность определять эффективность использования ресурса НКА в реализации публичной дипломатии.
Объектом исследования является внешняя политика Кубы. В качестве предмета исследования выбрана внешнеполитическая деятельность Гаваны на африканском направлении в период 2010-2025 годов. Сначала автор рассматривает историю кубинской активности в Африке. Затем анализируются современные отношения Кубы с её ключевыми партнерами в регионе: ЮАР, Нигерией, Анголой, Эфиопией и Алжиром. Выявляются особенности африканского направления внешней политики Кубы и значение отношений с Африкой для Гаваны. Особое внимание уделено нескольким аспектам, важным для поддержании интенсивности кубинско-африканских отношений. Это роль исторической памяти в обосновании современного сотрудничества, динамика высокоуровневых дипломатических визитов и медицинская и образовательная дипломатия Кубы. Цели африканского направления внешней политики Кубы рассматриваются в контексте повышения роли Глобального Юга в мировой политике. В статье применяются общенаучные методы познания - анализ и синтез, а также элементы сравнительного метода. В качестве источников для анализа использовались документы и информационные материалы Министерств иностранных дел Кубы и стран Африки, а также материалы СМИ Кубы и стран Африки, научные работы отечественных и зарубежных специалистов. Научная новизна работы обусловлена недостатком в отечественной науке попыток проанализировать именно современную внешнюю политику Кубы в отношении стран Африки. Данная работа демонстрирует адаптацию карибской республики к вызовам сегодняшней мировой политики. Как основные выводы можно отметить, во-первых, сохраняющуюся важность Африки для реализации глобальных целей Кубы. Этими целями являются предотвращение дипломатической и экономической изоляции острова и поиск партнеров для торгового и инновационного сотрудничества. Страны Африки поддерживают Гавану в ООН и готовы оплачивать услуги кубинских специалистов. Во-вторых, Куба продолжает не только сохранять, но и развивать сотрудничество с африканскими странами. Установлено, что Куба активизировала высокоуровневые дипломатические визиты в Африку в последние три года - страны континента посещали президент, вице-президент и министр иностранных дел. Гавана взаимодействует с Африкой не только в двустороннем, но и в многостороннем формате, имеет хорошие отношения с такими организациями, как Африканский союз и ЭКОВАС.
Цифровизация играет ключевую роль в политической стратегии международных акторов ввиду ее влияния как на трансформацию процессов управления, так и на взаимодействие государств на международной арене. Предметом исследования статьи является анализ основных тенденций цифровой трансформации как составной части внешнеполитической стратегии Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется аспектам внешнего продвижения технологических инициатив Китаем. Китай формирует цифровую экосистему, активно продвигая её в мировую политику в рамках концепции «сообщества единой судьбы в киберпространстве». Определено, что Китай стремится как укрепить свои позиции на мировом рынке, так и стать ведущим игроком в сфере цифровых инноваций, что делает его стратегию важным фактором в глобальной цифровой трансформации. Исследование стратегии КНР включает дискурс-анализ, концептуальный анализ, «идейно-ценностный» подход. Критический концептуальный, нарративный анализы определили концептуальные основы цифровой стратегии КНР. Ивент-анализ, кейс-стади выявили тенденции, механизмы цифровой системы Пекина. Институциональный метод определил институты развития цифровой экономики. Анализ вторичных статистических данных показал динамику развития цифровизации Китая в миросистеме. Особое внимание уделяется роли Китая в формировании глобальных технологических стандартов и его взаимодействию с акторами в рамках продвижения цифровых инициатив. Проанализирована инициатива «Цифрового Шелкового пути» как инструмента экспорта китайских технологий. Особенно отчетливо цифровое влияние Китая наблюдается в странах Центральной Азии, Африки и Латинской Америки с точки зрения создания инфраструктурных проектов и экспорта цифровых технологий, продвижения глобальных «идейно-ценностных» инициатив. Новизна статьи заключается в приведенной систематизации механизмов продвижения цифровой стратегии Китая, демонстрирующей его стремление занять лидирующие позиции в области развития цифровых инноваций. Основное внимание уделяется продвижению Китаем инициатив глобального цифрового управления и анализу проблем масштабирования китайских технологий в различных странах.
Данная статья посвящена комплексному анализу трансформации и перспектив экономического сотрудничества Китая и Афганистана в контексте вывода войск США в 2021 году. В центре внимания находятся три ключевые кластера: (1) транспортно-логистические проекты - развитие железнодорожных и автодорожных коридоров, в том числе линия Китай-Афганистан и расширение Китайско-Пакистанского экономического коридора; (2) инфраструктурные инициативы - строительство энергетических объектов (TAPI, CASA-1000, ЛЭП 500 кВ), волоконно-оптических сетей и цифрового «Шёлкового пути»; (3) горнодобывающие соглашения - переговоры и контракты на разработку месторождений меди (Мес-Айнак), лития и нефти (бассейн Амударьи). Цель данной статьи состоит в том, чтобы всесторонне оценить осуществимость экономических инициатив сотрудничества между двумя государствами как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Теоретико-методологическая основа исследования опирается на теории международных отношений, в частности либерализма. Данная теория применяется для объяснения того, каким образом экономические инициативы и модели двустороннего и многостороннего сотрудничества могут способствовать миру и стабильности в регионе. Результаты работы демонстрируют, что после ухода США Китай активизировал дипломатическую и экономическую деятельность, предоставил гуманитарную помощь, поддержал реализацию проектов «Пояса и пути» и Китайско-Пакистанского экономического коридора, а также возобновил соглашения по разработке месторождений меди, лития и нефти. При этом объёмы двусторонней торговли выросли, а новые транспортные маршруты способствуют сокращению логистических затрат. Основными препятствиями являются политическая нестабильность, угрозы безопасности (теракты ИГИЛ-Х), дефицит инфраструктуры и квалифицированных кадров. Научная новизна исследования заключается в систематизации и глубоком анализе государственно-политических мер, экономических показателей и механизмов сотрудничества между Китаем и Афганистаном с целью уточнения перспектив их экономического взаимодействия. Новые политические события в Афганистане после вывода войск США в 2021 г. создают насущную потребность в комплексном исследовании, оценивающем практическую осуществимость двустороннего экономического сотрудничества. Результаты исследования могут быть использованы для формирования стратегий международных организаций и инвесторов, а также для разработки механизмов мониторинга и оценки инвестиционных проектов.
Предмет исследования статьи заключается в анализе деятельности китайских горнодобывающих и промышленных предприятий в Аргентине и Чили в условиях усиливающейся тенденции к национализации литиевой промышленности. Особое внимание уделяется влиянию этого процесса на доступ Китая к литиевым ресурсам в контексте глобальной геополитической конкуренции. Исследование охватывает риски, связанные с перераспределением контроля над литиевыми проектами, а также возможности экономического давления со стороны КНР на страны «литиевого треугольника». Кроме того, предмет включает оценку адаптации китайской стратегии в условиях национализации и ее последствий для позиций Китая на мировом рынке лития, учитывая современные экономические и политические факторы, включая ослабление влияния США и рост спроса на литий. Методология включает анализ вторичных данных из официальных источников и СМИ, сравнительный анализ политики стран «литиевого треугольника», кейс-стади планов национализации 2023 г. и деятельности китайских компаний, а также качественную оценку геополитических факторов. Новизна работы заключается в комплексной оценке влияния актуальных планов национализации 2023 г. в Аргентине и Чили на деятельность китайских компаний с учетом современных экономических и геополитических факторов, что вносит значительный вклад в исследования ресурсного национализма в «литиевом треугольнике». Данное исследование акцентирует внимание на текущих изменениях в политике стран региона, анализируя их последствия для Китая как ключевого игрока на рынке лития. Оно впервые объединяет анализ планов национализации 2023 г. с оценкой экономической зависимости Аргентины и Чили от КНР, а также с учетом ослабления позиций США, предлагая новые перспективы на адаптацию китайской стратегии в условиях усиливающейся геополитической конкуренции и роста глобального спроса на литий. Результаты исследования демонстрируют, что национализация может перераспределить контроль над литиевыми проектами в пользу местных властей, вынуждая Китай искать альтернативные цепочки поставок, однако зависимость Аргентины и Чили от китайских инвестиций и экспортных рынков создает пространство для маневра КНР, особенно в условиях ослабления позиций США в регионе.
В настоящее время Россия является страной с самым высоким уровнем выбросов углерода на душу населения, а Китай является крупнейшим в мире источником выбросов углерода. Обе страны сталкиваются с двойным давлением экономического развития и сокращения выбросов углерода и должны достичь углеродной нейтральности к 2060 году, это является общей целью обеих стран. 28-я Конференция ООН по изменению климата в 2023 году провела первый глобальный анализ прогресса, достигнутого странами всего мира в достижении целей Парижского соглашения. В этом контексте метод сравнительного анализа используется для того, чтобы разобраться и обобщить углеродно-нейтральную политику и действия России и Китая, а также указать на проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются две страны. Автор проанализировал политические документы по углеродной нейтральности из российских и китайских правительственных ведомств, а также исследовательские отчеты, данные международных организаций, отраслевые отчеты всемирно известных консалтинговых фирм и крупных компаний. Данная статья направлена на обобщение данных о политике углеродной нейтральности в России и Китае, анализ возникающих общих и различных проблем и выработку рекомендаций для успешного достижения целей углеродной нейтральности. С одной стороны, представлены основные подходы, прогресс и результаты стратегии углеродной нейтральности в этих странах, а с другой стороны, предоставлены ориентиры для дальнейшего продвижения углеродной нейтральности в будущем. Россия и Китай сталкиваются с такими проблемами, как недостаточное количество времени, сложность задачи, высокая стоимость и наличие экономических санкций на пути к достижению углеродной нейтральности. Обеим странам необходимо развивать законодательство, связанное с углеродной нейтральностью, повышать уровень развития зелёных технологий, продвигать инновационную финансовую политику и укреплять международное сотрудничество.
В статье подробно рассматривается меняющаяся роль СМИ в контексте цифровой трансформации, подчеркивается растущее влияние социальных сетей как центрального элемента политической коммуникации. Стремительное развитие цифровых технологий существенно изменило медийный ландшафт, стерев границы между традиционными средствами массовой информации и новыми формами массовой коммуникации. Этот сдвиг создал новые возможности для демократизации коммуникации и расширения участия граждан в политической и общественной жизни. В связи с тем, что сегодня социальные сети стали основным инструментом для оперативного распространения информации, это значительно ускорило обмен мнениями и ускорило реакции на политические события, а также усилило зависимость от цифровых платформ, которые управляют потоками информации через различные алгоритмы и рекомендации. При проведении исследования, помимо общенаучных методов, и метода сравнительного анализа, использовался метод контент-анализа, а именно анализ сообщений и контента, распространяемого через традиционные СМИ и социальные сети, с целью выявления изменений в политической коммуникации и манипуляциях с информацией. Цифровизация коммуникаций привела к значительным изменениям в способах получения и распространения информации, что требует пересмотра существующих норм и стандартов, которые были разработаны для традиционных медиа. В исследовании подчеркивается двойственный характер этой трансформации несмотря на то, что она способствует большей прозрачности, вовлечению общественности и демократизации, она также порождает такие проблемы, как дезинформация, поляризация, сетевая пропаганда и использование искусственного интеллекта (ИИ). Эта двойственность подчеркивает сложность управления современными информационными потоками и подчеркивает важность нахождения баланса между преимуществами цифровизации и потенциальными угрозами. С одной стороны, цифровые технологии предоставляют мощные инструменты для участия граждан в политической жизни, облегчая доступ к информации и позволяя оперативно реагировать на события. С другой стороны, они создают благоприятную среду для манипуляций, распространения ложных данных и усиления поляризационных тенденций.
В данной статье рассматривается значимость и роль цифровых технологий в проведении информационных операций (ИО) Соединёнными Штатами Америки на постсоветском пространстве. Исследование включает анализ теоретических основ информационных операций, их место и значение в современной геополитике, а также влияние на международные отношения. Особое внимание уделяется методам осуществления информационных операций, среди которых дезинформация, целенаправленные кибератаки, манипуляции общественным мнением посредством социальных сетей, медиаресурсов и технологий искусственного интеллекта. Подробно рассматриваются стратегии Соединённых Штатов на постсоветском пространстве, в которых информационные операции выступают в качестве одного из ключевых инструментов достижения геополитических целей. В статье также проводится детальный разбор тактических приёмов и механизмов влияния, применяемых в рамках ИО, включая информационно-психологическое воздействие на целевые аудитории, внедрение нарративов, направленных на формирование определённого общественного мнения, а также технологические аспекты ведения киберопераций. Применен контент-анализ для выявления способов манипулирования западным общественным сознанием, при создании «образа врага» России. Классифицированы по группам информационные технологии, применяемые для осуществления информационных операций. Представлен анализ отношения постсоветских стран на осуществление США ИО. Статья написана основываясь на современных исследованиях, официальных документах США, официальных высказываниях представителей РФ и Беларуси. Соединенные Штаты, после распада СССР, возложили на себя роль гегемона, и сочли правильным вмешиваться во внутренние дела других государств. Вашингтон проявил интерес в склонении бывших советских республик в свою сторону. Опасаясь прямой конфронтации с Россией и Китаем, которые делят сферу влияния в постсоветском пространстве, США начали действовать менее заметными методами, как информационные операции. Информационные операции, основанные на применении передовых информационных технологий, разработанных в США, позволили оказать существенное влияние на постсоветское пространство. В силу того, что регион Центральной Азии, который является частью постсоветского пространства, входит преимущественно в сферу влияния Китая, США больше усилий направили в сторону Украины и Грузии. Грамотно влияя на сознание общественности, манипулируя информацией, поддерживая оппонентов, им удалось испортить отношения этих стран с Россией, привести к состоянию вооруженного столкновения.
Авторы рассматривают применение идей консоциональной демократии, предложенных Арендтом Лейпхартом, как инструмента для урегулирования межэтнических конфликтов на примере республики Северная Македония. Процесс национально-государственного строительства в республике до настоящего времени не завершен. Затянувшийся процесс вступления в Евросоюз осложняется этническим противостоянием двух крупнейших общин республики - македонских албанцев и этнических македонцев. Построение системы регулирования этнополитических проблем в республике началось с подписания в 2001 году Охридского рамочного соглашения между представителями государства и албанского меньшинства. Соглашение было основано на идеях консоциональной демократии, предусматривающей строгое пропорциональное распределение участие представителей противоборствующих общин в государственном управлении. В статье анализируется опыт конструирования пропорционального представительства в органах публичного управления всех общественных групп в республике Северная Македония. Авторами при проведении исследования, помимо общенаучных методов, и метода сравнительного анализа, использовались методы анализа документов и наблюдения. Несмотря на попытки внедрения пропорционального представительства этнических групп в государственных структурах, такие меры не привели к снижению напряженности, а, напротив, усилили этнические разногласия. В статье также анализируются механизмы реализации Охридского рамочного соглашения, включая введение программного продукта «Балансир» для планирования этнического представительства в органах государственной власти и публичном секторе в целом. Критически оценивая результаты применения консоциональных практик, авторы отмечают, что такие подходы, хотя и способствуют временному урегулированию конфликтов, часто усиливают этническую идентичность и не решают глубинных проблем. В заключение подчеркивается, что этнополитические меры в республике Северная Македония, включая пропорциональное представительство, не только не снизили этническую напряженность, но напротив, обострили противостояние этнических общин внутри страны.
В данной статье анализируется позитивный вклад внешней политики Китая в глобальное управление, при этом особое внимание уделяется влиянию отношений Китая и США на глобальное управление. Предметом исследования является влияние внешней политики КНР на глобальное управление в различных сферах в 2013-2024 гг. Объектом исследования является внешняя политика КНР. Актуальность данной темы заключается также в том, что второе десятилетие XXI века ознаменовалось новым всплеском значимости “китайского фактора” в мировой политике. Одним из его корней является политика относительной независимости КНР от центров мировой власти, что делает изучение концептуальных основ китайской внешней политики ключевым для изучения отношений. В ходе решения поставленных задач в свете достижения ранее указанных целей применялись современные методы познания, сравнительно-правовой, логический и другие методы исследования. Подготовка дипломной работы включала в себя поисковую и описательную стадии работы, призванные проследить Влияние внешней политики КНР на глобальное управление (2013-2024 гг.). Китай продемонстрировал свою важную роль в глобальном управлении через инициативу «Один пояс и один путь», управление климатом и сотрудничество в области международной безопасности, выдвинул ряд новых концепций, таких как «Сообщество единой судьбы человечества» и «совместное обсуждение, совместное строительство и совместное использование», чтобы способствовать развитию системы глобального управления в более справедливом и разумном направлении. В то же время конкуренция и сотрудничество между Китаем и Соединенными Штатами в области глобального управления оказали глубокое влияние на мировой порядок. Соединенные Штаты усугубляют неопределенность глобального управления своей односторонней политикой, в то время как Китай выступает за многостороннее сотрудничество и за построение международного порядка с Организацией Объединенных Наций в центре. Несмотря на многочисленные проблемы в американо-китайских отношениях, две страны по-прежнему обладают обширным потенциалом для сотрудничества в решении глобальных проблем, таких как изменение климата и глобальная экономическая стабильность.
- 1
- 2