Архив статей журнала
Цель статьи состоит в том, чтобы определить является ли геополитическое позиционирование Европейского союза (ЕС) и дискурс «цифрового суверенитета» отказом от нормативного проекта ЕС. Объектом исследования является нормативная сила ЕС. Предметом исследования является цифровая политика ЕС. Автор рассматривает положения теории нормативной силы Яна Маннерса и приводит критику теории другими исследователями. Особое внимание уделяется принципам действия нормативной силы Евросоюза в цифровой политике. Также рассмотрены легитимность нормативной силы ЕС через теорию ролей, геополитизация цифровой политики ЕС и влияние геополитического поворота на нормативную силу ЕС. В статье обсуждается концепция «цифрового суверенитета» в контексте нормативной силы и сочетаемости геополитического ЕС с прежним образом. Дискурс «цифрового суверенитета» ЕС анализируется как попытка активировать новую международную норму в противовес моделям регулирования Интернета в Китае и США. Приводятся аргументы в пользу мнения, что «цифровой суверенитет» - новое проявление нормативной силы ЕС. В работе применены методы теоретического исследования, а именно: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и классификация. Новизна исследования заключается в анализе нормативной силы Европейского союза в контексте регулирования цифровой политики и создания новых стандартов управления цифровой сферой. Вкладом автора в исследование темы является рассмотрение нормативной силы ЕС через призму теории ролей и проявления адаптивности по отношению к внешним вызовам. Новизной исследования является анализ “цифрового суверенитета” как проявления нормативной силы ЕС. Основным выводами приведенного исследования являются: 1) Новый геополитический курс ЕС в цифровой политике не означает отказ от нормативного проекта ЕС и смену парадигмы. Принципы могут принимать разные формы для соответствия мировой конъюнктуре, но ядро в виде европейских ценностей остается неизменным и используется как основа для создания регулирующего законодательства. 2) Использование дискурса «цифрового суверенитета» и более жесткая риторика позволяют ЕС вписаться в новый геостратегический мир и получить возможность и дальше экспортировать европейские ценности и стандарты. 3) «Цифровой суверенитет» - дискурсивное выражение нежелания ЕС занимать одну из крайних позиций, олицетворенных в подходах США и Китая.
Предметом исследования является комплексный анализ геополитического проекта «Шиитский полумесяц», рассматриваемого как инструмент иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке. В центре внимания находится стремление Ирана, начиная с Исламской революции 1979 г., утвердиться в роли регионального лидера посредством создания шиитского альянса. Исследование охватывает исторические этапы развития проекта, начиная с 1979 г. до 2023 г., с особым акцентом на события 2010-х гг., включая «Арабскую весну», которые способствовали формированию и укреплению «Шиитского полумесяца». Цель исследования - выявить, как Иран использует религиозные и идеологические связи для укрепления своего влияния в регионе и противодействия внешнему давлению, в частности, со стороны Запада, Королевства Саудовской Аравии и Израиля. В рамках исследования рассматриваются ключевые события и их роль в усилении иранского присутствия в странах Ближнего Востока, таких как Ливан, Сирия, Ирак, Бахрейн и Йемен. Авторы также изучают использование Ираном религии как инструмента «мягкой силы» для создания линии сопротивления. Методология исследования включает в себя исторический и сравнительный анализ, что позволяет глубже понять стратегию Тегерана по распространению доктрины сопротивления и созданию сети союзников. Важной частью исследования является рассмотрение роли отдельных стран в формировании и поддержке иранской линии сопротивления. Научная новизна статьи заключается в детальном анализе геополитического проекта «Шиитский полумесяц» как ключевого инструмента иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке, что позволяет глубже понять стратегические цели Ирана в регионе. Статья представляет собой новое исследование, которое охватывает исторические этапы развития проекта от Исламской революции 1979 г. до 2023 г. и уделяет особое внимание событиям 2010-х гг., связанным с «Арабской весной», которые создали условия для формирования «Шиитского полумесяца». Выводы исследования показывают, что стратегия Ирана после Исламской революции направлена на распространение доктрины сопротивления, а проект «Шиитский полумесяц» служит в основном для отвлечения внимания и имеет второстепенное значение. Проект рассматривается как инструмент создания иранской линии сопротивления против западного влияния и как средство расширения прав и возможностей мусульман-шиитов.
В условиях глубоких трансформаций мировой политико-экономической структуры, характеризующихся укреплением позиций Востока и ослаблением влияния Запада, Россия ускоряет реализацию стратегии «поворота на Восток». Северо-Восток Китая и российский Дальний Восток - географически соседствующие регионы, имеющие глубокий исторический опыт сотрудничества и реальные предпосылки для его развития. В данной статье предметом исследования является сотрудничество между Китаем и Россией в регионе «Северо-Восток - Дальний Восток», объектом - политика «поворота на Восток». С точки зрения энергетической безопасности, трансграничных коридоров, развития сельского хозяйства, промышленной кооперации и т. д., автор подробно анализирует процесс развития и текущее состояние сотрудничества, а также возможности и вызовы, стоящие перед ним. Цель исследования - анализ влияния геополитических и экономических факторов на взаимодействие сторон. Изучение этого сотрудничества поможет нам понять развитие отношений между двумя сторонами и будет способствовать повышению качества и модернизации китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху. В данной статье используются историко-генетический, сравнительный, дедуктивный и другие методы исследования, направленные на проведение всестороннего и углубленного анализа содержания исследования. Основные выводы проведенного исследования имеют важное практическое значение для сотрудничества в регионе «Северо-Восток - Дальний Восток» между Китаем и Россией. На уровне политики правительства двух стран практические реконмендации данного исследования могут совершенствовать политическое руководство в области передачи энергии, трансграничных перевозок, культурных обменов и т. д. На уровне местного сотрудничества результаты исследований также могут служить ориентиром для малых и средних предприятий двух стран по направлению взаимодополняющего сотрудничества. Новизна исследования заключается в том, что данная статья выходит за рамки традиционного единого взгляда, анализируя перспективы сотрудничества с точки зрения геополитики, экономической взаимодополняемости и других областей, предоставляя новые идеи для исследований в этой тематике. В то же время в ходе исследования автор выдвинул модель тройного сотрудничества «ресурсы - производственные мощности - рынок» в целях содействия переходу двустороннего сотрудничества от простых торговых обменов к глубокой промышленной интеграции.