Архив статей журнала
Статья посвящена особенностям рецепции идей Канта в феноменологическом учении о сознании Э. Гуссерля. За основу сравнительного анализа взяты проблема ассоциации и понятие синтеза. Прослежена эволюция отношения Гуссерля к трансцендентальной философии Канта.
Актуальность исследования обусловлена не только историко-философским интересом к прояснению специфики отношения этих философов к фундаментальным вопросам исследования человеческого сознания, но и прикладными социальными задачами, вытекающими из характера их решения.
Показана бесперспективность формального терминологического пути сравнения вкладываемых мыслителями смыслов в термин «ассоциация», предложенного Э. Холенштайном. Автор, опираясь на исследования И. Керна, самостоятельный анализ первого и второго издания «Критики чистого разума», текстов из обширного наследия Э. Гуссерля, настаивает на осуществлении содержательного анализа, который приводит к выявлению значения Канта для развития феноменологии.
Исследование позволило определить роль кантовского трансцендентального учения в осуществлении грандиозного феноменологического проекта, в частности в разработке Гуссерлем проблемы ассоциации, имеющей фундаментальное значение в его учении о сознании, а также указать на принципиальные расхождения между ними. Значение кантовского трансцендентального учения для феноменологической разработки проблемы синтеза и ассоциации заключалось в следующих идеях: генетическая проблематика, указание на допредикативную основу, фундирующую сознание; проблема пассивности; временность синтезов и синтетичность времени, лежащие в основе работы сознания; указание на синтетичность допредикативного опыта; априорность и трансцендентальная необходимость синтеза.
Принципиальные расхождения между ними: учение об ассоциации в феноменологии возможно лишь в рамках феноменологической редукции; формализм учения Канта; выраженный акцент у Канта в понимании сознания на его активной составляющей, на продуцировании противостоит гуссерлевскому акценту на фундирующем «пассивном сознании»; возможность отдельного единичного восприятия у Канта и невозможность его у Гуссерля; кантовское понимание синтеза не дает основы для обоснования интерсубъективности сознания, (проблема так называемого «одинокого сознания»), в то время как пассивный генезис Гуссерля впервые ее предоставляет.