Архив статей журнала
Рассматривается один из аспектов функционирования уммы в Прикамье как регионе традиционного проживания мусульман. Объектом исследования стало новое локальное суфийское сообщество, которое сложилось на месте исчезнувшей мистической традиции ишанизма на Урале и в Поволжье. Новая община верующих складывается из представителей как местного ислама, так и внутренних и внешних мигрантов-мусульман, включая в себя так называемых «неэтнических» верующих. Духовное руководство общиной осуществляют приезжающие из-за границы учителя, регулярного религиозного обучения нет. В этих условиях формируется специфическое представление о суфизме, транслируемое новыми суфиями извне и ставшее предметом исследования. Цель работы - установление наиболее значимых черт образа суфизма, предполагающее решение двух задач - выделение ключевых характеристик суфизма со стороны верующих и установление социокультурных факторов, определивших именно такое конструирование представлений. Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи техники включенного наблюдения во время духовных собраний (сохбетов) и посредством серии интервью полуструктурированного типа с подборкой респондентов по принципу «снежного кома». Для анализа были выбраны только те высказывания, в которых собеседник самостоятельно дает характеристику суфизма, без предложенных вариантов со стороны интервьюера. Были выделены три группы сюжетов, которые выступают в качестве ключевых при описании суфийской традиции. Первая представляет собой попытку легитимации суфизма как исконной традиции региона, неотъемлемой части религиозной жизни мусульман и гармоничной составляющей общественной жизни в советский период. В рамках второй группы сюжетов осуществляется поиск черт суфизма, позволяющих ему быть актуальной религиозной практикой, способствующей экзистенциальному и социальному успеху. Третья подборка высказываний трактует суфизм как магическую деятельность, помогающую получить не только сверхъестественные способности, но и преимущества в социальной жизни. Причиной для складывания образа суфизма с такими характеристиками, по мнению автора, является состояние уммы региона в постсоветский период и особенности личных биографий верующих.
Статья посвящена актуальной теме религиозной практики прославления и поклонения в современных неопятидесятнических церквях. Актуальность обусловлена тем, что развитие и трансформация религиозных практик в современной реальности в настоящее время в фокусе внимания исследователей, а неопятидесятничество как динамичное, быстро развивающееся направление христианства особенно отличается разнообразием практик, постоянным возникновением новых концепций. Практика поклонения и хвалы (прославления) меняется очень быстро, порождая новые формы.
В статье рассмотрена история практики поклонения и хвалы в пятидесятничестве начиная с 1880-х годов и до наших дней. Особенное внимание уделено творчеству одного из наиболее популярных современных неопятидесятнических музыкантов Израэля Хоутона. Исследована российская неопятидесятническая музыка, которая зародилась в 1990-е годы и в которой выражается российская идентичность отечественных неопятидесятников. Автор говорит о российской неопятидесятнической музыке как о способе пересмотреть неопятидесятнический этос в контексте российских национальных культур.
Показываются как различия в развитии американской и российской музыки прославления, так и общее в этих практиках. Отдельно поклонение рассматривается как социальная практика. Анализируются тексты некоторых песен. Делается вывод о том, что практика поклонения включает личные переживания мистического опыта общения с Богом, Божественного присутствия и является выражением единства приверженцев харизматического движения.