Архив статей журнала
Эссе посвящено новейшей работе известного американского исследователя Французской революции XVIII в. Тимоти Тэкетта. Историк продолжает изучать, как менялись взгляды и поведение людей под влиянием революционных событий, - то, что он ранее исследовал на примере деятельности депутатов Учредительного собрания. Новая монография - это микроисторическое исследование, основанное на хранящихся в архиве департамента Эндр 1080 письмах, отправленных из Парижа в провинцию в 1778-1795 гг. стряпчим А.-Ж. Кольсоном. Книга содержит богатую информацию о повседневной жизни Парижа 1780-х-1790-х гг. и выявляет радикальную идейную трансформацию автора писем, встретившего начало революции пожилым человеком. Преданный королю и монархии, далекий от идей Просвещения в 1789 г., он в 1792-1793 гг. стал сторонником М. Робеспьера и монтаньяров. Материал книги позволяет последовательно проследить эту смену приоритетов под воздействием событий, общения с окружающими, чтения газет и памфлетов, страхов перед «контрреволюционным заговором», попыток переосмыслить происходящее как возврат к первоначальному христианству. Индивидуальный казус дает основания для размышлений об общих тенденциях динамики коллективных представлений во Франции конца XVIII в.
Статья посвящена анализу творчества выдающегося французского историка Эммануэля Ле Руа Ладюри (1929-2023), ученика Эрнеста Лабрусса и Фернана Броделя, одного из старейших и наиболее ярких представителей третьего поколения школы «Анналов». Отдавая должное разнообразию научных интересов ученого, автор статьи сосредоточила внимание на одном аспекте его творчества - на регулярно возникающем в современной историографии определении Э. Ле Руа Ладюри как последователя микроистории в ее французском «изводе». Сделать подобный вывод, по мнению автора статьи, исследователям позволяют несколько ранних монографий ученого: «Montaillou, village occitan de 1294 à 1324» (1975), «Le Carnaval de Romans: de la Chandeleur au Mercredi des cendres (1579-1580)» (1979), «La Sorcière de Jasmin» (1980). Тем не менее, изучение методологии, предложенной в данных работах, заставляет видеть в Э. Ле Руа Ладюри специалиста прежде всего по «неподвижной истории», в свою очередь отсылающей к трудам К. Леви-Стросса и Э. Э. Эванс-Притчарда и позволяющей по-новому взглянуть на феномен «Долгого Средневековья».