ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА ГЛАЗАМИ «РУССКОГО БОГАТСТВА» 1904 ГОДА (2025)
Выпуск: № 2 (58) (2025)
Авторы: СТРОГАНОВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ

Жанр юбилейной литературной антологии не вполне осмыслен в литературоведении, поскольку не выяснено его отличие от юбилейного (поздравительного) сборника, который издается к юбилею какого-либо лица или организации и составляется из вновь написанных произведений сотрудников, учеников и почитателей. Юбилейная антология представляет собой дайджест, избранное, созданное в определенных временных или «учрежденческих» рамках, конечная цель ее - формирование литературного канона. Но в юбилейном сборнике объектом канонизации становится герой юбилея, а в юбилейной антологии объектом канонизации оказываются сами участники ее, при этом согласия их на включение в антологию никто не спрашивает, для живущего автора включение в такую антологию - самая высокая степень оценки.

Характерным примером юбилейной антологии является сборник «Русская муза», подготовленный П. Ф. Якубовичем (1904), который учел опыт своих предшественников (В. Д. Бонч-Бруевич, А. Н. Сальников, М. Л. Биншток, Ар. Сосницкий) и критически оценил его в рецензиях, опубликованных в журнале «Русское богатство». В собственном сборнике Якубович учел некоторые ошибки, за которые он критиковал составителей других юбилейных антологий (например, соотношение количества текстов и литературное значение автора), но некоторые другие он повторил, что было обусловлено его редакторской работой в журнале «Русское богатство», и это наглядно проявляется в случае с включением в «Русскую музу» стихотворений Г. П. Перловского.

Сохранить в закладках