Архив статей журнала
Поражение, которое потерпели японские агрессоры осенью 1939 г. у реки Халхин-Гол, а также заключение советско-германского договора о ненападении заставили японские правящие круги пересмотреть свою политику в отношении СССР, в том числе и по вопросу уточнения границы между МНР и Маньчжоу-Го. Однако в январе 1940 г., в тупик зашла работа комиссии по уточнению границы между МНР и Маньчжоу-Го. Советское правительство считало невозможным вести переговоры о новой рыболовной конвенции, пока не будет урегулирован и этот вопрос. Переговоры продолжались, но безрезультатно. Положение стало постепенно меняться в середине 1940 г. - в связи с оккупацией Германией Голландии и Бельгии, капитуляцией Франции и подрывом позиций Англии. Огромные колониальные владения стран Западной Европы: Французский Индокитай, Голландская Индия и другие территории оказались беспомощными.
В результате событий у Халхин-Гола в Японии оказались вынуждены признать, что для нападения на СССР требуется серьезное дополнительное наращивание силы. Более легких успехов сулила агрессия в южном направлении. Так, во Французском Индокитае войска метрополии насчитывали всего около 50 тыс. человек, причем они были лишены возможности теперь получать какую-либо помощь из Франции. В Токио решили воспользоваться создавшимся в этом регионе положением. Приняв решение сосредоточить на ближайшее время основные усилия на «южном» направлении, японское правительство стало проявлять заинтересованность в том, чтобы дипломатическими средствами стабилизировать свои позиции на «северном» направлении.
В статье проводится всесторонний анализ основных направлений внешнеполитического курса Азербайджанской Республики в 1993-1994 годах, когда страна находилась в сложной внутриполитической ситуации, обостренной конфликтом с Нагорно-Карабахской Республикой. Формирование внешней политики в этот период стало ключевым элементом обеспечения национальной безопасности, социального прогресса и экономического развития, что делало её неотъемлемой частью государственной стратегии. Автор исследует материалы средств массовой информации Азербайджанской Республики, США, Великобритании и России, а также официальные документы и заявления президента Азербайджанской Республики, приходя к выводу, что внешняя политика страны носила многовекторный характер.
Особое внимание уделено деятельности Гейдара Алиева, который, возглавив государство в условиях политического хаоса и пика напряженности вокруг Нагорно-Карабахского конфликта, сосредоточил усилия на укреплении внутриполитической стабильности и международных позиций Азербайджана. Его стратегические приоритеты включали развитие двусторонних связей с Турцией, странами Запада, Ираном и постепенное дистанцирование от влияния России, что отразилось в ориентации на партнерство с НАТО. В то же время в условиях сложной геополитической обстановки и глобальной конфигурации сил в регионе уже с середины 1990-х годов политика Азербайджана стала направлена на улучшение отношений с Россией, что символизировалось визитом Гейдара Алиева в Москву в 1996 году. Таким образом, внешняя политика этого периода представляла собой сложный баланс между необходимостью поддержания региональной стабильности, защиты национальных интересов и интеграции в глобальные политические и экономические процессы.
В статье изучаются аспекты, связанные с решением международных экономических отношений во внешней политике независимой Индии. В 1947 г. Индия выходит на международную арену, так как после окончания Второй мировой войны и мощного подъема освободительного движения английское правительство было вынуждено отказаться от сохранения колониальной зависимости Индии. Однако Англия надеялась сохранить какую-то часть экономических и политических позиций в Индии, ставя задачу всемерно ослабить будущее индийское государство как в политическом, так и в экономическом отношении и отвлечь народные массы от революционной борьбы за национальную свободу и независимость. В обстановке массовых выступлений против иностранного владычества летом 1947 г. было достигнуто соглашение о ликвидации колониального режима в Индии. Однако в рассматриваемый период достижение экономической самостоятельности требовало сокращения разрыва в уровнях развития между Индией и основными капиталистическими странами, что вело к увеличению роли внешнеэкономических связей. Преимущественная ориентация на капиталистические рынки и источники кредитов, где существовала жестокая конкуренция, высокие заградительные тарифы, монополия на передовую технологию и оборудование приводила к снижению доли Индии в мировой торговле. Это побуждало ее, во-первых, искать углубления сотрудничества с социалистическими странами, что наиболее наглядно проявилось в советско-индийских отношениях, во-вторых, прилагать настойчивые усилия с целью изменения структуры двусторонних экономических отношений с индустриально развитыми капиталистическими странами и, как следствие этого, стремиться к перестройке международных экономических отношений на справедливой основе.