Архив статей журнала
В современном обществе преступления о заведомо ложном сообщении об акте терроризма получили большое распространение. Это связано, прежде всего, с развитием науки и техники, глобальной сети Интернет, с помощью которых в настоящее время совершаются данные преступления.
В статье автором проанализированы актуальные вопросы производства осмотра места происшествия при расследовании заведомо ложного сообщения об акте терроризма. Выявлены особенности деятельности следователя, оперативного работника, специалиста, установлена специфика выявления, собирания и фиксации следов на месте преступления. Предложены отдельные рекомендации, направленные на повышение эффективности производства осмотра места происшествия по делам исследуемой категории.
Осмотр места происшествия при расследовании преступлений о ложном акте терроризма имеет свои особенности, исходя из сложившейся ситуации по результатам проверочных и поисковых мероприятий. При осмотре важно придерживаться криминалистических рекомендаций о методах осмотра, избирать наиболее подходящий к данной ситуации. Необходимо в строгой последовательности, развернуто и детально фиксировать результаты осмотра в протоколе.
В данной публикации рассмотрены некоторые особенности возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (далее по тексту – государство) преступлениями. Автором отмечено, что, несмотря на достаточно обширный перечень полномочий государственных органов по участию в уголовном процессе, имеется правовая неопределенность в части объема прав и обязанностей, а также способов понуждения к возмещению ущерба, причиненного государству преступлением. В связи с этим, назрела необходимость в разработке комплексного - то есть, единого подхода по определению обозначенной процедуры, которая поспособствует единообразной работе и взаимодействию органов государственной власти в названной сфере. По результату проведенного исследования делается ряд выводов. Автором предлагается процесс возмещения вреда в интересующей области разделять на два вида: на работу, осуществляемую в рамках уголовного дела, и на ту, которая реализуется на системной основе. С целью единого подхода по проведению процедуры возмещения вреда, причиненного государству преступлением, в работе представлена модель ее реализации.
В статье указывается на необходимость сосредоточения внимания ученых, в том числе ученых-криминалистов, на проблематике экологических войн, так как одним из побочных результатов ведения военных действий является негативное воздействие на природу, которое может привести к необратимым экологическим последствиям. К числу актуальных проблем борьбы с экологическими войнами отнесено отсутствие доктринального определения понятия экологической войны. Целью исследования стало формирование авторского определения экологической войны и способов ее ведения. Задачи исследования представлены выявлением тенденций в использовании способов ведения экологических войн, определением возможных способов предотвращения такого негативного явления. Методология исследования основана на анализе статистических данных, сравнительном подходе и прогнозировании развития выявленных тенденций. Результаты исследования представлены авторским определением рассматриваемой дефиниции. В широком смысле экологическая война может быть представлена как метод ведения военных действий с целью нанесения значительного ущерба противнику путем воздействия на среду его обитания до такой степени, что мирное пользование жителями этой территории будет серьезно ограничено. В статье обозначены возможные способы ведения экологической войны.
С учетом указанных выше способ ведения экологической войны предложен перечень разновидностей экологического оружия.
Сделан вывод о том, что ликвидация всех видов оружия массового уничтожения и экологического оружия – единственно реальный путь предотвращения глобальной экологической катастрофы, связанной с военными действиями.