Архив статей журнала
Об актуальности темы свидетельствует то обстоятельство, что вопросы образования постоянно рассматриваются в качестве приоритетных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании 29 февраля 2024 года содержатся значительные предложения по развитию общего образования до 2030 года. [1]. Цель статьи – рассмотреть состояние общего образования в российском обществе. Объектом исследования являются уровни общего образования – дошкольное, начальное, основное, среднее образование. Основные методы исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
Полученные результаты. Рассмотрены численность организаций, воспитанников, работников, обеспеченность местами, уровень образования персонала в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансовое обеспечение организаций. Показаны численность образовательных организаций, обучающих по основным программам начального, основного, среднего общего образования, количество учащихся, углубленно изучающих предметы, по профильному обучению. Рассмотрены реализация проекта «Билет в будущее», результаты Всероссийской олимпиады школьников, деятельность технопарков «Кванториум», Единый государственный экзамен, численность и уровень образования школьного персонала, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности.
Основной вывод состоит в необходимости обновления содержания учебного процесса, его тесной связи с воспитанием на всех уровнях среднего образования, материально-технической базы образовательных организаций.
Дать содержательный качественный обзор отечественной литературы на русском языке по общему образованию в небольшой по объему статье представляется практически невозможным из-за огромного количества имеющихся публикаций. Поэтому можно ограничиться только количественными данными об опубликованных работах, указанных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки. По проблемам общего образования указаны 5 011 публикаций, дошкольного - 20 196, начального – 339, основного – 5, среднего - 6 202.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Обеспечение благополучия граждан и улучшение их качества жизни – ключевая задача, поставленная перед органами государственной власти. В равной степени это относится и к работе с наиболее уязвимой к негативным воздействиям части общества – несовершеннолетних лиц. В статье раскрывается влияние семьи на преступность лиц, не достигших возраста восемнадцати лет. Выделяются различные «семейно-обусловленные» причины преступного поведения несовершеннолетних, приводятся статистические данные, отражающие взаимосвязь преступности несовершеннолетних и отсутствия необходимого семейного воспитания. Анализируются правовые акты, нацеленные на профилактику преступлений несовершеннолетних, выделяются направления профилактической работы, предполагающей воздействие на семью как «микросреду» становления личности ребенка. Отмечается, что профилактика правонарушений несовершеннолетних должна включать систему мер по реализации социально-экономических гарантий семьям с детьми, правовому просвещению несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей.
Методология исследования основана на диалектико-материалистическом подходе к познанию обозначенных явлений и фактов. Инструментами в процессе работы над статьей стали такие методы, как сравнительно-правовой, описательный, статистический. Теоретическую основу составили научные работы ведущих ученых в области отечественной юриспруденции; нормативную - правовые акты в анализируемой сфере; эмпирическую - статистические данные.
Результатом проведенного в статье анализа стали выводы и предложения, которые могут быть полезны в практике совершенствования законодательства по рассмотренным вопросам.