Архив статей журнала
Китч, несмотря на его часто критикуемую поверхностность и сентиментальность, способен играть важную роль в конструировании и репрезентации региональной идентичности. Он может обеспечивать узнаваемость и доступность культурных символов, помогать сохранять и передавать традиции, вызывать эмоциональные отклики и поддерживать местную экономику через коммерциализацию культуры. Таким образом, китч становится мощным инструментом в формировании и поддержании региональной идентичности. Иллюстрацией тому может послужить коллекция сувенирных изделий бренда «Siberian Kitsch», рассматриваемая в статье в качестве примера комплексного воздействия визуальных и вербальных сообщений. Авторами исследуется роль юмора и самоиронии в создании эмоционального посыла, а также графические приемы, на основе которых создана продукция, представляющая собой культурный артефакт, связанный с Сибирью.
Тема поиска идентичности на сегодня является одной из самых актуальных как для дизайна, так и для всех креативных индустрий. В процессе своего развития данный тренд проходит несколько этапов и формируется в разных направлениях дизайна. Одним из таких направлений можно назвать конкурсы предметного дизайна, которые имеют своей целью не только показать актуальное состояние современного проектирования, но и продемонстрировать перспективы его развития. Этому посвящен Всероссийский конкурс-биеннале «Придумано и сделано в России» (далее Конкурс), молодежная номинация которого предлагает начинающим дизайнерам представить свое видение развития предметного дизайна, продемонстрировать собственный почерк и особенности творческого подхода. По прошествии нескольких сезонов Конкурса можно проанализировать последние тренды творческого эксперимента в дизайне и сформировать представление о векторах его развития в России: исследование этнической культуры, поиск локальной идентичности, переосмысление исторического и культурного наследия, экология.
Методологические исследования в дизайне постоянно обращаются к проблеме баланса интуитивного и рационального, свободы и дисциплины, творческого хаоса и научного порядка. Авторский метод Transscript (Г. Н. Лола) представляет собой попытку гармонизировать преднамеренность и случайность в дизайнерской практике. Концептуальная работа в дизайне не должна быть планированием, ее цель — создать пространство и навигацию для творческой энергии. Неумеренный прагматизм и желание полностью контролировать процесс приводит к воспроизведению уже существующего и, как следствие, к захламлению среды во всех смыслах этого слова. Метод Transscript призван культивировать случайность, учиться работать с ней. Эту задачу решает важнейшее методологические действие — работа с кодами в ментальном ландшафте. Дизайнеру предложено создать свой уникальный природоподобный пространственно-временной континуум, в котором творческая энергия получает не правила, а направления-русла для развития. Практическим результатом изучения креативного процесса и ландшафтного мышления стала книга Г. Н. Лола «Дизайн Перемен. Микродинамика креативного действия» [Лола 2024], дизайн которой разработан на основе принципов Transscript. Метод прошел апробацию и показал свою эффективность, а также способность к адаптации: дизайнеры легко проводят настройку метода, учитывая особенности своего мышления и творческого темперамента. Так же работает и книга «Дизайн Перемен», которая не только вовлекает в процесс самостоятельного активного освоения материала, но и генерирует новое знание.
В мире растет число музеев дизайна. Продукты дизайнерского творчества все чаще становятся музейными экспонатами. В статье предпринята попытка выявить специфику дизайна как объекта музеефикации. Перспективы музеефикации продуктов дизайна рассматриваются в сравнении с практиками музеефикации произведений искусства.