Архив статей журнала
В статье представлены результаты исследования условий и факторов устойчивости политической картины мира молодежи, оказавшейся в ситуации кардинальной трансформации политического пространства. Авторы на основании анализа автобиографических интервью ищут ответ на исследовательский вопрос: что именно обусловило устойчивость базовых компонентов политической картины мира взрослых, сформированных в детском и подростковом возрасте?
Концептуальная модель исследования построена на основе политико-психологического, идентитарного и пространственного подходов, интеграция которых дает аналитический инструментарий для осмысления процессов формирования политической картины мира в процессе политической социализации, становления гражданской идентичности и трансформации этих представлений в условиях изменения политического пространства.
Эмпирическую базу исследования составили 30 глубинных автобиографических интервью с гражданами РФ, получившими российское гражданство после 2014 года, проживающих на территории субъектов, вошедших в состав России после 2014 года, собранных в рамках выполнения государственного задания «Стратегии и практики политической ресоциализации новых граждан в условиях расширения политического пространства РФ» (2024, конкурс ЭИСИ, Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания FZEN-2024-0013).
Авторами определены три траектории изменения политической картины мира: цикличная политическая ресоциализация, линейная политическая ресоциализация, политическая адаптация без политической ресоциализации. На основе ретроспективного анализа, определены факторы, которые способствовали сохранению устойчивости сформированной в детстве гражданской идентичности в траектории политической адаптации: институциональный, психологический и деятельностный.
Осмысление уникального опыта социализации, ресоциализации и адаптации людей к динамичным изменениям политического пространства дает ключ к пониманию содержания и технологий работы с российской современной молодежью в широком спектре политик: образовательной, семейной, молодежной.