Архив статей журнала
Рассмотрены особенности особых экономических зон (ОЭЗ) как одного из новых импульсов укрепления сотрудничества России и Китая с целью реализации инноваций. Проанализировано формирование российских и китайских ОЭЗ, а также определены цели и последствия их создания. Обозначены сферы сотрудничества, представляющие наибольший взаимный интерес для стран, в том числе в рамках ОЭЗ. Также рассмотрены российско-китайские инвестиционные проекты в ОЭЗ, в результате разработаны предложения перспектив их развития.
Проведен комплексный анализ функционирования различных типов особых экономических зон (ОЭЗ) в России. Рассмотрен китайский опыт создания особых экономических зон в контексте применения в России. Представлено научное переосмысление развития ОЭЗ, что формирует возможность повышения эффективности экономического взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Выявлены сферы сотрудничества, представляющие наибольший взаимный интерес для стран - торговля, инвестиции, реализация совместных инфраструктурных, энергетических и других проектов, в том числе в рамках ОЭЗ.
Актуальность исследования определяется растущим значением возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для снижения климатических рисков в мире, и особенно необходимостью международного сотрудничества в этой отрасли. Мы исследовали особенности развития ВИЭ в Китае и в арабских странах Аравийского полуострова, особенно в Саудовской Аравии. Мы проанализировали текущее состояние китайско-арабского сотрудничества в области ВИЭ и, исходя из этого, выявили их особенности и характерные черты и сформулировали основные проблемы этого сотрудничества. Целью исследования является изучение возможности активизации китайско-арабского сотрудничества в области возобновляемых источников энергии и путей повышения его эффективности как с точки зрения самих участников, так и мировой экономики. Китай и страны Персидского залива являются очень важными участниками мирового энергетического рынка как производители и потребители энергоресурсов. В статье делается вывод о том, что рост взаимного сотрудничества в области возобновляемых источников энергии и его эффективности может стать дополнительным катализатором устойчивого развития мировой экономики, с одной стороны, а также Китая и стран ССАГПЗ, с другой. Мы установили, что это сотрудничество может серьезно снизить глобальные и страновые климатические и экологические риски, и это обстоятельство очень важно при формировании направлений и условий сотрудничества, а также при его поддержании и финансировании.
Китайская инициатива «Один пояс, один путь», развивающаяся на протяжении более чем десятилетия, получает дальнейшее развитие в новых проектах, оказывает растущее и неоднозначное влияние как на Китай, так и на другие страны мира и глобальную экономику в целом. Объектом исследования является инициатива «Один пояс, один путь», его роль в реализации национальной политики КНР и влияние на глобальные, региональные и страновые процессы. Предмет исследования - процессы и механизмы реализации инициативы «Один пояс, один путь», а также воздействие ее реализации на экономику КНР и мировое хозяйство. В статье обосновано что инициатива «Один пояс, один путь» последовательно решает две важнейшие задачи Китая: обеспечивает интересы страны в экономической сфере, т. е. рост товарооборота, инвестиций, получение на облегченной основе необходимых товаров (энергетических, продовольственных, сырьевых) в растущих объемах и поддержание мира и большей стабильности в отношениях с партнерами и на глобальном уровне. Авторами представлены как сильные стороны инициативы «Один пояс, один путь», такие как рост включения в мирохозяйственные процессы Китая и многих стран Евразии, вовлеченных в реализацию проектов инициативы, а также и ее недостатки - информационные, правовые, языковые, дифференциация выгод от проектов, а также издержки, например, экологические. Среди перспектив развития «Один пояс, один путь» выделяется Цифровой шелковый путь, который может дать толчок развитию инициативы в будущем. В целом «Один пояс, один путь» можно рассматривать как формируемую Китаем модель международного сотрудничества в постглобальном мире. Еще один вывод - это важность использования другими государствами, например, Российской Федерацией, механизмов реализации Китаем инициативы «Один пояс, один путь» как успешного опыта осуществления крупных международных планов, увязанных с долгосрочной стратегией национального развития страны-инициатора глобальных инициатив.