В статье изучается влияние медиатизации на трансформацию современного государственного управления исходя из понимания взаимной адаптации медиа и институтов, а также интеграции процессов медиатизации в современные управленческие практики. Конкретизация данной позиции происходит с учетом вклада новых медиа в формирование информационной повестки дня, сигнализирующих о сдвиге в основополагающей концепции взаимоотношений между государством, медиа и гражданами. Опорой для анализа послужил материал Арктической зоны России, выбранный авторами в силу специфического бэкграунда и сложности задач на ближайшие десятилетия, включая создание единой системы управления с целью устойчивого развития макрорегиона как территории особого стратегического значения. Концептуальные позиции работы сформированы на основе анализа теоретических и эмпирических исследований и официальных документов, определяющих тенденции развития арктической зоны; материалы арктических форумов и медиафорумов; вторичный анализ социологических исследований; анализ поисковых систем; интернет-сайтов и социальных сетей; мнение экспертов, постоянно проживающих в одном из арктических регионов – ЯНАО. Сделаны выводы о том, что формирование медиобраза Арктики пока не в полной мере отвечает потребностям развития макрорегиона. Необходимо формирование общей медиастратегии, обоюдовыгодной для участников коммуникативного процесса, что требует дальнейшего анализа данной проблематики на фоне малого количества эмпирических исследований влияния социальных сетей на формирование коммуникационной практики органов власти, дополнительной рефлексии и дискуссии в отношении регионального развития.
Статья посвящена исследованию инструментов стратегических коммуникаций государства на примере саммита БРИКС, прошедшего в Казани в 2024 году. С опорой на современные теоретические подходы проанализированы коммуникационные элементы мероприятия с учетом политического, экономического, социального и культурного контекста. Выявлены базовые характеристики саммита, подтверждающие его принадлежность к актам стратегической коммуникации. Автор проводит эмпирическую проверку основной гипотезы о том, что проведение саммита как акта стратегической коммуникации России позволило достичь комплексных коммуникативных эффектов. Хронологические рамки исследования включают период проведения мероприятия – 22-24 октября 2024 года. Эмпирическая база данных составляет текстовые и визуальные материалы (сайт, стенограммы выступлений, прессрелизы, текст Казанской декларации, фотобанк). Для обработки собранного материала использовались методы сравнительного анализа, дискурс-анализа, контент-анализа. По мнению автора, целенаправленное, системное, последовательное, многоканальное и скоординированное представление позиции России на мероприятиях саммита БРИКС в Казани подтверждает его принадлежность к актам стратегической коммуникации.
В статье рассматривается влияние медиатизации на формирование и трансформацию социокультурных реалий в современном обществе, где медиа отводится роль ключевого посредника в конструировании политической реальности и трансляции ценностей. Исследование опирается на социокультурный подход, акцентирующий роль смыслообразования как ключевого механизма восприятия и конструирования социальной реальности. Автор опирается на теоретический анализ научной литературы, концептуальную интерпретацию понятий медиатизации и политической коммуникации, а также сопоставляет различные точки зрения на взаимодействие медиа и политики. Показано, что медиа трансформируют содержание политического и социокультурного дискурса. Результаты исследования свидетельствуют о том, что медиатизация способствует изменению моделей поведения, росту политической активности граждан, а также усложнению механизмов социального управления. Особо подчеркивается влияние медиатизации на политическую сферу: политика становится зависимой от медийных форматов, что приводит к доминированию визуальных и эмоциональных компонентов над содержательной дискуссией.
В условиях цифровой трансформации китайская медиасистема демонстрирует высокую степень институционального контроля и идеологической консолидации. Проблема исследования заключается в выявлении механизмов, посредством которых средства массовой информации в Китае участвуют в формировании политических ценностей и продвижении социальной ответственности. Научная новизна исследования заключается в синтезе эмпирических характеристик дискурса и институциональных функций через призму как классических, так и цифровых теорий медиа. В работе применяются институциональный, дискурсивный анализ и контент-анализ, позволяющие интерпретировать как институциональные основы медийной политики коммунистической партии Китая, так и содержательные характеристики медиа-нарративов. Исследование опирается на нормативные документы, публичные отчёты медиаорганизаций и статьи, опубликованные в «Жэньминь Жибао». Результаты показывают, что китайские СМИ выполняют двойную функцию: они способствуют легитимации власти коммунистической партии Китая, а также усиливают идеологическую и социальную интеграцию общества. Посредством институциональных механизмов регулирования, активного использования цифровых платформ, а также стратегических информационных кампаний китайские медиа продвигают концепцию «сообщества единой судьбы человечества». Таким образом, средства массовой информации становятся важным инструментом в системе государственного управления и идеологического влияния, выполняя как внутренние задачи консолидации, так и внешние цели формирования глобального имиджа Китая.