Архив статей журнала
Введение. Актуальность изучения национальных диаспор в России обусловлена активизацией этноконфессиональных противоречий в ближнем зарубежье и расширением миграционных потоков. Повышается значимость вопросов адаптации и интеграции мигрантов в рамках устоявшихся региональных социумов, фиксируется определенный конфликтогенный потенциал внутри диаспор. Научная новизна состоит в том, что в научный оборот были введены данные социологического исследования армянской диаспоры за 2023 г. Цель статьи - описать социокультурный портрет армянской диаспоры в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона (Республика Мордовия). Методология и источники. Жанр социологического портрета в рамках изучения общества предполагает комплексное описание социума, системный анализ его базовых характеристик. При составлении социокультурного портрета армянской диаспоры авторы сделали акцент на проблематике адаптации и интеграции армян в полиэтническое пространство региона. Результаты и обсуждение. В качестве первичных данных выступили результаты двух волн социологических исследований 2017 и 2023 гг., проведенных сотрудниками ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга». В 2017 г. опрошено 185 респондентов, в 2023 г. - 285. Выборка целевая, рекрутинг респондентов осуществлялся посредством региональных диаспоральных сетей, а также методом «снежного кома». Выявлены особенности расселения армянской диаспоры, занятости и трудовых практик. Охарактеризованы этнические и конфессиональные установки диаспоры. Раскрыта специфика социальной идентичности и языковых установок. Заключение. Социокультурный портрет армянской диаспоры в Мордовии довольно статичен и отличается уже сформировавшимися чертами. Социальное самочувствие армян в Мордовии в целом позитивное. В восприятии материального положения, взаимоотношений с местным обществом, соблюдения своих прав преобладают положительные оценки. Интеграционные процессы, протекающие в армянской диаспоре, отличаются высокой степенью выраженности и позитивной динамикой, но не предполагают полной ассимиляции. Интеграция протекает с разной степенью интенсивности в конкретных сферах повседневной жизни: экономической, социальной, культурной и политической.
Введение. Область исследования этничности в современных антропологии, этнографии, этнологии и этносоциологии рассматривается через противостояние основных познавательных позиций, примордиализма и конструктивизма. Цель статьи состоит в обобщении и попытке опровержения критики, направленной на конструктивизм, а также в выстраивании перспективы синтеза конструктивистской и примордиалистской исследовательских позиций. Методология и источники. Обобщена существующая критика конструктивизма. Сформулированы четыре тезиса, на основании которых эта критика выстраивается: слабость онтологических позиций, сведение этнического к области индивидуального, смешение дефиниций собственно этнического с другими социальными категориями, акцент на управляемости этнических процессов. Эти тезисы последовательно подвергаются анализу, в результате чего осуществляется апология конструктивизма. Результаты и обсуждение. Показано, что конструктивизм имеет оригинальную онтологию, выстроенную на основе трактовки этничности как типа социальных отношений. Рассмотрены ключевые объекты исследования конструктивизма - этничность, граница и система классификации (категоризации), позволяющие обращаться к коллективному измерению теоретической модели этничности, не замыкаясь на индивидуальных процессах. Приводится пример модели исследования в конструктивизме, показывающий, что роль этничности в социальных процессах остается значимой и самостоятельной категорией познания. Наконец, делается различение между онтологическим и эпистемологическим статусами этничности в конструктивизме, которое позволяет заключить, что эпистемологическая позиция конструктивизма не связана с характеристикой сути этничности, а поэтому не может быть использована как основание для заключения о податливости этнических процессов внешнему управлению. Заключение. Предпринятая апология конструктивизма позволяет сделать заключение, что гибкость конструктивистской парадигмы оставляет возможность для приспособления наук об этничности к состоянию современного общества. Намечается перспектива интеграции примордиализма и конструктивизма через рассмотрение их как явлений, связанных рефлексивной симметрией.