Архив статей журнала

АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИНТЕРАКТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 7 № 3 (2024)
Авторы: Амирбеков Абдулмажид Тагирович, Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

В статье представлен ретроспективный анализ различных подходов к проблеме адаптации обучающихся в интерактивной образовательной среде. В каждом из проанализированных подходов выделена специфика адаптации обучающихся к условиям интерактивной образовательной среды. Целью статьи является анализ теории и практики адаптации обучающихся к интерактивной образовательной среде. Сравнительный анализ различных научных подходов к проблеме адаптации обучающихся в образовании позволил определить педагогические процессы как синергетические системы, в которых постоянно создаются неустойчивые, неожиданные и непредсказуемые ситуации, требующие адекватной и оперативной реакции обучающихся. Рассмотрение педагогических процессов как синергетических систем выводит на необходимость использования в учебном процессе интерактивных образовательных технологий. В условиях интерактивной образовательной среды адаптация проявляется не в традиционной академической форме, а приобретает форму преадаптации, которая требует от обучающихся оперативно искать, строить и регулировать свое отношение и поведение в изменяющихся условиях образовательной среды. На основе проведенного анализа динамики развития интерактивных технологий обучения экспериментальным путем разработаны и обоснованы смыслосозидающие учебные технологии, позволяющие создавать в образовательном процессе необходимые условия. Предлагаемые в статье смыслосозидающие образовательные технологии являются новым направлением развития интерактивной образовательной среды, а их использование в образовательной практике может значительно повышать адаптируемость обучающихся.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ И. Я. ЯКОВЛЕВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (2024)
Выпуск: Т. 7 № 4 (2024)
Авторы: Данилова Цветкова Людмила Николаевна

Статья посвящена изучению концептуальных основ дидактики И. Я. Яковлева. В работе представлено аналитическое описание технологий самостоятельной работы, саморазвития, самообразования в педагогической системе просветителя чувашского народа. Опираясь на содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, автор доказывает востребованность дидактической системы И. Я. Яковлева в современных условиях реализации «Ядра высшего педагогического образования», эффективность организации образовательного процесса в Симбирской чувашской учительской школе. В работе изложены результаты анализа современных учебных программ по направлению подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» на предмет представленности в них описания технологий и объема времени на выполнение заданий для самостоятельной работы. Изучение дидактической системы И. Я. Яковлева построено с учетом знаниевой, этнокультурной, персонологической парадигм и на принципах системности, компетентности. Итоги исследования, полученные на основе теоретического анализа педагогической литературы и нормативных регуляторов образования, имеют методологический характер, созвучны с требованиями к результатам сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Автор представил содержательный анализ авторских и передовых для 18 века технологий организации аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся: чтение, пересказ, конспектирование педагогической литературы, исследование, проект, сочинение-рассуждение, развивающие логику и критическое мышление. Описанные технологии требуют реконструкции в новых социокультурных условиях, их можно рекомендовать для использования в учебном процессе современного вуза.

Сохранить в закладках