Архив статей журнала
В 2010-е годы усилилось и расширилось участие вооруженных акторов исламистского толка во внутренних конфликтах, однако до сих пор нет ясности в методах урегулирования таких конфликтов. Исследования показывают, что конфликты с участием вооруженных исламистов хуже поддаются урегулированию путем мирных переговоров, чем другие конфликты. Однако еще одним форматом решения, связанного с переговорами, являются перемирия, которые могут заключаться до, в ходе или после завершения переговорного процесса. В статье исследуются условия для достижения соглашений о перемирии с вооруженными исламистскими группировками в Сирии. Исследование проведено на основе расширенной авторской базы данных по локальным перемириям в Сирии путем кодификации данных и использования логистического регрессионного анализа для проверки трех основных гипотез. За период с 2011 по 2021 год в ходе гражданской войны в Сирии было заключено 141 локальное соглашение о перемирии в 190 локациях, что составило около половины всех соглашений с вооруженными исламистами в мире за этот период. Сделан вывод о том, что вооруженные исламисты более склонны к заключению соглашений о перемирии, которые отдают приоритет, во-первых, гуманитарным вопросам над военно-тактическими, а во-вторых, постепенному, а не срочному выполнению условий перемирий. Среди факторов, объясняющих, почему за большинством локальных соглашений о перемирии стоят гуманитарные стимулы, затяжные осады, усталость от военных действий и связанное с этим растущее давление на комбатантов со стороны населения. Постепенный, поэтапный характер реализации большинства таких перемирий может быть продиктован необходимостью подстраховаться за счет мер доверия. В то же время подтвержден намеченный в предыдущих исследованиях вывод о том, что роль третьих сторон не является значимым фактором в локальных перемириях с участием вооруженных исламистов.
Статья представляет собой анализ мирной инициативы по урегулированию украинского кризиса, выдвинутой руководством Китайской Народной Республики в феврале 2023 г. Эта инициатива стала заметным международным событием, получившим широкое обсуждение как в СМИ и экспертных кругах, так и на уровне политических консультаций мировых лидеров. Цели статьи - показать значение китайской мирной инициативы для развития внешней политики и международных отношений КНР и на этом фоне продемонстрировать существенный рост внешнеполитической активности и международного влияния Китая, наблюдаемые в последние годы. В частности, при помощи этой и ряда других дипломатических инициатив, выдвинутых в 2022-2023 годах, Пекин стремится воплотить на практике положения об «ответственности за будущее мира», выдвинутые лидером КНР Си Цзиньпином. Мирный план по Украине, предложенный КНР, является одним из важных составных элементов концепции «Глобальной инициативы в области безопасности», предложенной Си Цзиньпином и знаменующей новый этап внешнеполитического позиционирования Китая как одной из крупнейших мировых держав с интересами глобального масштаба. В статье также проведена оценка эффективности мирной инициативы КНР с точки зрения ее влияния на перспективы урегулирования украинского кризиса.