Архив статей журнала
Введение. В статье рассматриваются отдельные проблемы подготовки обучающихся по академическому рисунку в контексте современных условий реформирования системы образования. Реформированию подверглись все уровни образования, что вносит свои коррективы в содержание подготовки по специальным художественным дисциплинам не только на художественных факультетах педагогических вузов, но и в системе начального предпрофессионального образования. В частности, большим изменениям подверглись методические подходы к обучению учащихся и студентов академическому рисунку, поскольку именно эта дисциплина в первую очередь опирается на процессы восприятия и мышления в ходе создания любого изображения. Процесс освоения начальных профессиональных умений рисования базируется на восприятии и осмыслении закономерностей конструктивного строения изображаемых предметов и требует длительных упражнений по формированию образного восприятия, а также по освоению посильной техники рисунка, позволяющей передать сформированное представление об эстетической оценке, композиционном решении и выразительных особенностях изображаемых предметов. В условиях сокращения контактных учебных часов по академическому рисунку в вузе необходимо существенно переосмыслить содержание специальных художественных дисциплин, а также методическую систему обучения на всех уровнях непрерывного художественного образования. Цель исследования - рассмотреть методические особенности формирования и развития умений рисования в системе дополнительного художественного образования, а также в системе высшего образования.
Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов художественных факультетов педагогических вузов, анализ учебных работ абитуриентов на вступительных испытаниях, а также длительные наблюдения за учебным процессом по академическому рисунку и другим специальным художественным дисциплинам на базе детских художественных школ и школ искусств. Результаты исследования, обсуждения: выявление типичных ошибок и отдельных проблем в контексте освоения специальных умений рисования обучающимися на различных уровнях непрерывного художественного образования.
Заключение: определение задач обучения академическому рисунку в системе дополнительного художественного образования, акцентирование задач обучения рисунку на понимании гармонии окружающего мира, поиск образных решений, изучение приемов и средств создания гармоничного образного изображения различными графическими материалами и средствами.
Введение. Проведение олимпиад и викторин по иностранному языку является одновременно инструментом мониторинга, организации и совершенствования образовательного процесса в вузе. Важной задачей образовательной политики вуза является создание эффективных условий для реализации образования, которое будет соответствовать не только актуальным потребностям современной жизни, но и создаст крепкий фундамент для роста и саморазвития специалистов в будущем. Пандемия COVID-19 в 2020 году в России явилась для педагогов своеобразным толчком для осознания необходимости разработки более качественного цифрового продукта, позволяющего грамотно организовать как аудиторную, так и внеаудиторную работу студентов. В статье анализируются преимущества и недостатки создания и применения цифровых продуктов в Google-формах. Целью данной работы является разработка двух цифровых продуктов, созданных в Google-формах для проведения языковой олимпиады и страноведческой викторины среди студентов и школьников России в рамках внеаудиторной работы.
Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данных тестирующих систем основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, изучение продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах статистической обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура тестирующих систем «Online English Language Olympiad - 2023» и «Famous People of The UK and The USA - 2023» включает в себя информационно-методическую поддержку, практико-ориентированный модуль, модуль редактирования и модуль мониторинга. В статье рассматривается функциональное назначение данных систем; их технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики. Приведены и проанализированы результаты проведения олимпиады и викторины средствами Google-форм. Даны рекомендации по совершенствованию организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка.
Введение. Будущий выпускник неязыкового профиля подготовки должен обладать навыками работы с текстами, относящимися к его профессиональной области, а также знать специализированную лексику и особенности своей будущей профессиональной деятельности на иностранном языке. В условиях современного образовательного процесса в Российской Федерации, характеризующегося активным использованием интернет-технологий, преподаватели обязаны не только применять в своей профессиональной деятельности потенциал всемирной сети, но и помогать обучающимся в поиске и освоении необходимой аутентичной иноязычной информации, соответствующей их профилю.
Цель: выявление особенностей применения интернет-ресурсов, содержащих аутентичную информацию профессиональной направленности, а также определение их потенциала в обучении иностранному языку на неязыковых профилях подготовки.
Материалы и методы: в ходе исследования были использованы методы педагогического наблюдения, контекстуального анализа, сравнения, обобщения результатов опроса студентов и анализа научной литературы по данной теме. Результаты исследования, обсуждения: в статье предпринята попытка анализа педагогического опыта и научной литературы, обобщения результатов опросов студентов, а также выделения возможностей и особенностей использования интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам на неязыковых направлениях подготовки с акцентом на потенциал интернет-ресурсов в вузовском обучении.
Заключение: определены сильные стороны иноязычного обучения с использованием интернет технологий, а также потенциал интернет-ресурсов в повышении мотивации обучающихся на неязыковых профилях к изучению иностранного языка и в разработке учебных заданий в рамках профессионального модуля дисциплины «иностранный язык».
Введение. В статье автор поднимает проблему конвергенции и необходимости развития конвергентной личности. Однако потенциальным представляется риск утраты человеческого в силу избыточности информации. Решение данной проблемы видится автору в развитии эмоционального интеллекта во время профессиональной подготовки. Цель данной работы - определить характеристики конвергентной личности и обосновать потенциал профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности.
Материалы и методы: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, освещающей проблемы конвергенции, конвергентного подхода в образовании, эмоционального интеллекта педагога, а также теоретический анализ и обобщение практического опыта, наблюдение, опрос, методы математико-статистического анализа. Результаты исследования, обсуждения. На основе определения конвергенции показано ее отличие от междисциплинарности. Конвергенция вошла в педагогическую науку в виде понятий «конвергенция образования», «педагогическая конвергенция», «конвергентный подход», «конвергентные технологии». Автором выделены сущностные характеристики конвергентной личности: развитое системное мышление; компетентность в области коммуникации в мультидисциплинарной, мультиязыковой, мультикультурной среде; информационная и технологическая компетентность; умение видеть трансфер-зоны (инновационные области научного знания); непрерывное образование и самообразование; высокий уровень эмоционального интеллекта. Обосновывается потенциал профессиональной подготовки в вузе для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности на примере подготовки преподавателей иностранного языка. Оптимальными формами работы для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности являются дискуссия, ролевая игра, работа над проектом. В работе приводятся примеры специально разработанных заданий. В заключении обобщаются полученные теоретические результаты и делается вывод, что профессиональная подготовка преподавателя иностранного языка обладает потенциалом для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности.