В статье на материалах семейного архива Ивана Нестеровича Агасафьянца (1891-1959) с привлечением материалов Российского государственного архива экономики (РГАЭ) и Архива внешней политики РФ (АВП РФ) рассматриваются страницы истории нашей страны (СССР) через историю боевого и трудового пути участника Гражданской войны, сотрудника «Интуриста», одного из организаторов дипломатических приемов, работника культуры. Среди сохранившихся материалов кадровые документы: личный листок, анкеты, а также удостоверения, характеристики, письма и записки. В годы Гражданской войны И. Н. Агасафьянц занимался снабжением Красной армии и партизанских формирований, в 1920-1930-е гг. - в системе Госкино: возобновил демонстрацию кинофильмов в Москве, был директором кинотеатра «Художественный». В Великую Отечественную войну принимал участие в организации обслуживания аккредитованных в СССР дипломатических представительств и военных миссий стран - союзников по антигитлеровской коалиции и представителей нейтральных государств. По заданию наркома внешней торговли СССР А. И. Микояна организовал работу и возглавил в должности директора ресторан «Гранд-Отель» в г. Куйбышеве, в который в 1941 г. были эвакуированы дипломаты и аккредитованные журналисты союзных стран. Принимал участие в обслуживании делегаций в ходе Ялтинской и Потсдамской конференций. В послевоенный период занимал руководящие посты в системе Министерства торговли СССР. Его вкладом в развитие советской торговли стало создание ряда ресторанов в Москве, в том числе и самого известного ресторана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) «Золотой колос». Много времени уделял и подготовке молодых кадров, передавая им свои знания и опыт. В судьбе И. Н. Агасафьянца нашли отражение многие события советской эпохи. Пример изучения источников личного происхождения, хранящихся в семейных архивах, подтверждает значимость этих документов как исторических источников в изучении истории нашей страны. История повседневности, как и история семьи, основываются на изучении эго-документов. Многие из них хранятся в семейных архивах и свидетельствуют об участии граждан в тех или иных исторических событиях. Ценность уникальных документов семейных архивов как исторических источников заключена в их внимании к жизням и судьбам не только выдающихся государственных деятелей, представителей научной и творческой интеллигенции, но и «рядовых» свидетелей и участников исторических событий.
В статье вводятся в научный оборот и анализируются архивные справки-таблицы с данными о развитии золотодобывающей промышленности Главного управления строительства Дальнего Севера Наркомата внутренних дел СССР (Дальстрой НКВД-МВД СССР)в преддверии Второй мировой войны и в первые послевоенные годы (1938-1948). Они содержат информацию о динамике добычи золота, технико-экономических показателях предприятий, процессах механизации производства, объемах капитальных вложений и др. Публикуемые документы раскрывают постепенное истощение богатых россыпных месторождений, снижение среднего содержания золота в песках. Отмечается значительный рост масштабов вскрышных работ и объемов промывки песков. Проанализирована динамика добычи шлихового и рудного золота, развитие производства на фабриках полного цикла. Особое внимание уделено периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Наблюдается резкое сокращение капитальных вложений в развитие Дальстроя, объемов грузоперевозок и поставок важнейших видов оборудования. Отмечена способность отрасли функционировать и обеспечивать производство стратегического металла в сложных условиях военного времени. Исследованы высокие темпы механизации производства в послевоенный период, технического перевооружения Дальстроя, увеличения парка техники. Фиксируется рост производительности труда на всех этапах горных работ. Выявлены проблемы с поставками оборудования для нужд отрасли в послевоенные годы. Подчеркнута способность Дальстроя расширять масштабы добычи благодаря росту капитальных вложений, внедрению новых технологий. Публикуемые документы содержат уникальную статистическую информацию о технико-экономических параметрах золотодобычи Дальстроя в 1938-1948 гг. и позволяют комплексно оценить тенденции развития золотодобывающей отрасли в сложных экономических условиях военного времени.
В преддверии 80-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне ряд научных вопросов до сих пор остается мало освещенным. В их числе находится история международных отношений Советского Союза с Японией накануне вторжения гитлеровской Германии на территорию СССР. Исследователи до сих пор не ввели в научный оборот ряд документов, всесторонне раскрывающих процесс развития взаимоотношений между Советским Союзом и ее восточным соседом, бывшим в то время главным союзником Гитлера. Цель публикации - осветить ранее неизвестные стороны завершающего этапа переговоров между Советским Союзом и Японией в апреле 1941 г., результатом которых было подписание пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. Одной из задач публикации является введение в научный оборот документа из фондов Архива Вооруженных сил Германии во Фрайбурге, Militärarchiv (MАrch), в котором приводится донесение сотрудника посольства Германии в Москве, полковника Ганса Кребса своему руководству в Берлине. Документ во многом уникален, поскольку детально описывает обстановку прощания генерального секретаря ЦК ВКП (б) И. В. Сталина с главой японской дипломатии Ё. Мацуоки. В донесении германского военного дипломата описаны многочисленные интересные детали, не ускользнувшие от внимательного взгляда наблюдателя: подчеркнутое радушие по отношению к представителям дипломатического корпуса Германии, «сердечное и явно соответствовавшее веселому характеру прощального завтрака» приветствие И. В. Сталиным японских солдат, его объятия с германским послом. Характеристика Иосифа Виссарионовича очень противоречива и непривычна: советский лидер показался германскому дипломату заметно постаревшим, а цвет лица - нездоровым. При этом подчеркивалось «определенное природное достоинство» советского вождя. Крайне важна главная оценка Гансом Кребсом итогов советско-японских переговоров, которые в своем донесении он называл «поистине драматичным финалом». В донесении также высказывалось удивление офицера тому, что И. В. Сталин заметно пренебрегал охраной и был вполне доступен для широкого круга москвичей и гостей города, находившихся на вокзале. Из поля зрения германского офицера не ускользнула и чрезвычайно важная деталь: советский руководитель все время находился среди членов Оси и их партнеров по договору, что неприятно поражало присутствовавших на проводах представителей Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Таким образом, документ отражает успех советской дипломатии, позволивший подписать крайне важный для советской стороны документ, что вызвало озабоченность как Германии, так и США и Великобритании.
В работе проведено источниковедческое исследование не публиковавшегося ранее совершенно секретного отчета, подготовленного известным советским партийно-государственным деятелем Е. М. Ярославским по итогам его последней рабочей поездки в Сибирь в ноябре-декабре 1942 г. Содержательная специфика документа предполагала ознакомление с ним только высшего руководства СССР. Публикуемый источник, находящийся на постоянном хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), позволяет осветить ряд важных моментов. Прежде всего, это формы и методы организационно-управленческой работы центральной власти по отношению к урало-сибирскому тылу на этапе коренного перелома в Великой Отечественной войне. Основа содержания публикуемого отчета делает значительный акцент на проблемах функционирования оборонно-промышленных предприятий, устройстве социального блока и повседневной жизни жителей региона, обеспечивавших выполнение стратегических для государства задач. Цель исследования заключена в анализе содержательных особенностей публикуемого источника в контексте конкретно-исторической обстановки его появления. Теоретическая основа работы представлена сочетанием антропологического подхода, принципа системности, источниковедческого и биографического методов. Данная методологическая совокупность позволила в рамках особенностей эпохи сталинизма и периода Великой Отечественной войны исследовать публикуемый документ с учетом его авторства. При этом приводимый источник интерпретируется, в том числе, и как продукт функционирования советской административной системы. Отчет Е. М. Ярославского, повествующий о повседневной жизни тыла в Сибири, весьма ценен также с позиций локальной истории. Он обзорно охватывает сразу несколько крупных центров оборонно-промышленного производства и ресурсно-добывающих мощностей того периода. По мнению публикаторов, документ является ярким свидетельством партийной массово-политической работы, направленной на тотальную мобилизацию советского общества для борьбы с фашизмом. Как подчеркивается в работе, такая деятельность, в которой действенное участие принял Е. М. Ярославский, стала одним из залогов Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Работа может представлять интерес для исследователей, изучающих Великую Отечественную войну, сибирский тыл и военную повседневность, общественно-политическую деятельность Е. М. Ярославского, а также роль идеологии и массово-политической работы в советском обществе эпохи сталинизма.