Архив статей журнала
В статье авторы анализируют международное и российское законодательство, регулирующее право несовершеннолетних детей высказывать свое мнение по всем вопросам, а также устанавливающим возраст детей, с которого учет их мнения возможен или становится обязательным. Методологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод, как метод познания, а также сравнительно-правовой, формально-логический и синергетический подходы. Чтобы раскрыть тему, в работе использовались общенаучные и частнонаучные методы: системно-структурный, социологический, аксиологический методы, методы диалектического единства теории, эксперимента и практики, конкретно-исторического подхода, анализа и синтеза, изучение опыта и наблюдение. Несмотря на наличие как подробного внутригосударственного правового регулирования, так и обширной судебной практики, вопрос выявления мнения детей все еще остается очень актуальным в российской действительности, как и вопрос возраста ребенка, чье мнение можно и/или необходимо учитывать во всех судебных и административных процедурах. Учитывая возможные изменения законодательства о медиации, инициированные Министерством юстиции, остро встает вопрос о роли несовершеннолетних в альтернативных процедурах урегулирования споров. Авторы констатируют, что в настоящий момент права несовершеннолетнего в ситуации семейного конфликта, в первую очередь право на выражение собственного мнения, никем не защищаются при проведении процедуры медиации, как и во всех иных альтернативных процедурах урегулирования споров. Данное положение ущемляет права несовершеннолетних, в связи с чем авторы анализируют возможные способы учитывать мнение детей при проведении процедуры семейной медиации, выявляют их плюсы и минусы. В заключении авторы вносят предложения по совершенствованию действующего семейного законодательства.