Архив статей журнала

Социально-демографические и стратификационные факторы удовлетворенности досугом (на примере Ростовской области) (2024)
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Авторы: Исакова Юлия Игоревна

В данной статье представлен анализ влияние социально-демографических и стратификационных факторов на удовлетворенность досугом среди жителей Ростовской области. Автор исходит из предположения, что дифференциация по социальному статусу, полу и возрасту может оказать серьезное влияние на субъективное восприятие удовлетворенности собственным досугом.

Методы. Цель исследования – определить влияние социально-демографических факторов на восприятие индивидом возможностей собственного досуга. Для реализации цели поставлены следующие задачи: выявить влияние пола и возраста на удовлетворенность собственным досугом; определить, как социальный статус респондента влияет на удовлетворенность собственным досугом; установить, оказывает ли влияние места проживания респондента на его удовлетворенность своим досугом. Социологическое исследование опирается на результаты массового опроса жителей Ростовской области в возрасте от 14 лет. В выборку вошло 2100 респондентов, выборка – случайная. Критерии отбора респондентов: пол, возраст, тип территории проживания (областной центр, городской округ, муниципальный район), социально-профессиональное положение, уровень материального благосостояния (самооценка респондента). Вопросы посвящены оценке субъективной удовлетворенности респондента возможностями интересно провести свободное время; выявлению того, чего не хватает для интересного времяпровождения.

Результаты и их обсуждение. Определено, что возраст, социально-профессиональное положение и уровень благосостояния оказывают непосредственное влияние на восприятие досуга. Богатые и образованные, с одной стороны, чувствительны к качеству досуга, но, с другой, чаще высказываются о нем позитивно; бедные, напротив, ощущают дефицит возможностей интересного времяпровождения, но, что примечательно, чаще других говорят, что «им ничего не надо, всего хватает». Аналогична ситуация и с пенсионерами. Эмпирически подтверждено, что малообеспеченные респонденты и пенсионеры воспринимают досуг по-другому, не имеют на него времени/возможностей и стремятся найти «оправдание» его недостатку, объяснив это тем, что «оно им и не нужно». Школьники и студенты чаще других недовольны возможностями своего досуга, особенно в муниципальных районах. Автором сформулированы три ключевых «группы риска», нуждающиеся в формах организованного досуга.

Сохранить в закладках
Влияние технологий искусственного интеллекта на конструирование рекреационного пространства города (2024)
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Авторы: Беспалова Анна Александровна

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) долгое время являются одной из наиболее актуальных тем в научном и публичном дискурсах. Люди в своей повседневной жизни всё чаще пользуются всевозможными приложениями, техническими устройствами на основе ИИ, в результате чего меняется характер социальных практик. Сфера досуга и рекреации не является исключением. Изменения происходят не только в повседневности горожан, но и в работе организаторов рекреации, администрации города. Среди населенных пунктов России лидерами по масштабам внедрения новых технологий являются крупные города, что задает рамки предметного поля исследования. Цель работы – определить, какое влияние оказывает ИИ на конструирование рекреационного пространства отдельными акторами, а также как в новых условиях изменяются факторы, определяющие этот процесс.

Методология исследования. При рассмотрении рекреационного пространства города использован социально-конструктивистский подход, а также отдельные положения его наиболее радикального воплощения в виде акторно-сетевой теории. В качестве эмпирической базы исследования выступают частные исследования, посвященные отдельным аспектам использования технологии ИИ в городе.

Результаты исследования и их обсуждение. На отдельных примерах (транспорт, мобильность, безопасность) показано, как может измениться характер рекреационных практик в результате внедрения технологий ИИ. Даже если они изначально направлены на решение других городских проблем, изменяя городское пространство в целом, трансформируют и характер социальных практик рекреантов (туристы, экскурсанты, отдыхающие), организаторов рекреации (коммерческие организации, физические и юридические лица, получающие прибыль от своей деятельности) и органов управления рекреационной деятельностью (органы власти, в функцию которых входит управление развитием рекреации в городе). В перспективе ИИ, специальные интернет-сервисы могут позволить лучше учитывать интересы и возможности отдельных акторов в процессе принятия решений, наладить диалог между акторами, а также повысить уровень компетентности горожан в вопросах развития территорий. Выделены факторы конструирования рекреационного пространства города, на которые оказывает наибольшее влияние ИИ: историко-культурные, природно-климатические, этические факторы, население города и его потребности в рекреации.

Сохранить в закладках