Архив статей журнала
В последнее время туристская индустрия Калининградской области переживает невероятный подъём. И это не только количественный рост, выражающийся в том вкладе, который туризм осуществляет в экономику региона. Это также касается качественного уровня развития и смены основных направлений. Цель исследования связана с выявлением ключевых тенденций развития туризма на территории региона с опорой на анализ официальных статических данных. Для достижения цели используются статический, сравнительный и описательный методы исследования. В данном исследовании проведён анализ показателей, описывающих ключевые тенденции развития регионального туризма, в том числе изменение туристских потоков. Научная новизна связана с выявление специфических черт развития туризма в Калининградской области, сложившихся за последние пять лет, а также в применении методики анализа сальдо туристского потока. В результате исследования были выделены ключевые элементы развития туризма в регионе, среди которых особенно важное место занимает увеличение гостиничного фонда за счёт роста количества коллективных средств размещения малой вместимости, смена направлений туристских поездок, стремительный прирост внутреннего туризма за счёт жителей других регионов России, рост зарубежных поездок местного населения, а также прирост валовой добавленной стоимости туристкой индустрии.
Несмотря на значительный интерес к исследованию туристской тематики в целом, отдельных компонентов туристской индустрии и функционирования туристского рынка, проблематика региональных особенностей туристской индустрии и занятости населения в сфере туризма не получила широкого развития. Целью представленного исследования является установление территориальных различий в развитии компонентов туристской индустрии Беларуси и роли туризма в обеспечении занятости населения. В статье используются статистический, сравнительный и картографический методы исследования. В основе региональной дифференциации туристской индустрии Беларуси лежат различия в уровне урбанизации и территориальная неоднородность распределения природно-рекреационных ресурсов. Имеет место высокая концентрация компонентов туристской индустрии в столице страны - Минске. При этом проявляется тенденция возрастания роли столицы как на рынке внутреннего и международного туризма, так и опережающего развития туристской инфраструктуры. Негативное воздействие на туристскую сферу Беларуси оказали пандемия COVID-19, введение и усиление санкций со стороны стран Запада в отношении Беларуси и её ключевого внешнеэкономического партнёра - Российской Федерации. К 2024 г. допандемийного уровня достигла лишь сфера гостинично-ресторанного бизнеса. Тем не менее, наблюдается адаптация туристского рынка путём переориентации на внутренний спрос и спрос со стороны российский туристов. На основе предложенного методического подхода установлен потенциал двухкратного роста занятости населения в санаторно-курортном, гостинично-ресторанном, агроэкотуристическом и туроператорско-турагентском сегментах туристской индустрии в среднесрочной перспективе.
Эффективное взаимодействие стейкхолдеров является необходимым условием успешного развития туристских дестинаций и регионов. Данное исследование направлено на выявление проблем, особенностей и перспектив взаимодействия стейкхолдеров одной из успешных российских туристских дестинаций - г. Казань в ключе её развития как конкурентоспособного туристского направления. Исследование базируется на результатах серии полуструктурированных интервью с представителями разных групп стейкхолдеров дестинации. Проведённый анализ показал, что пандемия COVID-19 актуализировала роль стейкхолдера «Государство» в координации бизнес-игроков туристской отрасли Казани, при этом сеть стейкхолдеров дестинации стала меняться в сторону модели, характеризующейся множественными связями игроков. Характер взаимодействия стейкхолдеров определяется особенностями используемых компаниями бизнес-моделей и сложившимися паттернами взаимодействия как между группами стейкхолдеров, так и между отдельными игроками. Однако пока не все бизнес-стейкхолдеры осознают и разделяют потребность в создании единого бизнес-поля и согласования интересов для успешного развития туристской дестинации. Исследование позволило определить направления развития системы взаимосвязей стейкхолдеров анализируемой туристской дестинации, связанные с трансформацией существующих взаимосвязей между ключевыми стейкхолдерами, вовлечением новых групп стейкхолдеров, а также выстраиванием механизмов их координации.
Проектный подход в современном мире помогает решить множество управленческих задач на разных уровнях. Проектный менеджмент всё чаще используется в туристской отрасли. В статье представлены практики реализации проектного подхода в развитии туризма в российской Арктике. Авторами впервые анализируются туристские проекты в арктических регионах России на основе данных «Проектного офиса развития Арктики» о мерах финансовой поддержки организаций и частных лиц за период 2017-2024 гг. В исследовании представлен портрет грантополучателей проектов, обобщена практика проектной деятельности и выделены основные направления реализованных проектов. Показано, что по результатам проектов функционируют туристские маршруты, используется аудио-, видео и печатный материал, организуются различные мероприятия туристкой направленности. Значительную долю занимают исследовательские проекты, ставящие целью продвижение локальных территорий в сети Интернет, а также изучение возможностей и ограничений развития отдельных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Реализованные при поддержке «Проектного офиса развития Арктики» проекты способствуют повышению интереса к арктическому туризму, создавая дополнительные стимулы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.