Архив статей журнала
В статье воссоздана творческая биография заслуженной артистки РФ Елены Эмильевны Гилельс (1948-1996). Материалом исследования послужили периодические источники, данные архива семьи пианистки, воспоминания современников, неизвестные до настоящего времени в России зарубежные рецензии на ее концерты. Анализ документов позволил выявить три периода исполнительской деятельности пианистки: первый (1966-70) - репрезентация на советской и мировой сценах, второй (1971-90) - время наивысших творческих свершений в сольном и камерном исполнительстве, третий (1991-96) - завершающий. Изучение аудиозаписей Е. Гилельс каждого из периодов позволило охарактеризовать особенности исполнительского стиля. Творческая деятельность Елены Гилельс как пианистки-солистки, участницы камерных ансамблей рассматривается автором как комплексный феномен, развивавшийся в социокультурном контексте своего времени. Делается вывод о том, что, получив образование у ярчайших представителей Московской и Ленинградской фортепианных школ, находясь в сфере творческого притяжения своего отца - выдающегося пианиста, признанного во всем мире, Е. Гилельс внесла весомый вклад в развитие фортепианной культуры, выступая в СССР и постсоветской России, а также достойно представляя русскую фортепианную школу в многочисленных зарубежных турне.
Вниманию читателя предлагаются впервые публикуемые три письма Сергея Михайловича Ляпунова, написанные им в Риме и адресованные супруге Евгении Платоновне Ляпуновой. Данные материалы продолжают публикации писем, связанных с пребыванием С. М. Ляпунова в итальянской столице в качестве участника Международного музыкального конгресса, который состоялся весной 1911 г. по случаю 50-летия образования итальянского государства. В письмах, хранящихся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, была показана атмосфера авторитетного собрания музыкантов из разных стран, даны своеобразные портретные зарисовки участников, описаны события Конгресса. Интерес представляют также эмоциональные отклики автора, отражающие творческие встречи, посещения концертов, ознакомление с архитектурными шедеврами Рима. Предлагаемый фрагмент эпистолярного наследия Ляпунова позволяет увидеть новые грани личности композитора, оценить широту его интересов, проявление уважения к национальной культуре, глубокую привязанность к своим близким, оставшимся в Санкт-Петербурге.