Архив статей журнала

"ВСЛЕДСТВИЕ РАССТРОЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ НАДОБНОСТЯМ". ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПРОКОФЬЕВА В АРХИВЕ КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2024)
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Авторы: Савкина Наталия Павловна

В публикации представлена подборка писем Прокофьева, хранящихся в The Serge Prokofiev Archive (Колумбийский университет, Нью-Йорк). Указанные письма обновляют знания о культурной жизни Европы и СССР 1920-х - начала 30-х гг., о людях, с которыми переписывался Прокофьев, о самòм композиторе. Дополнительный мотив переписки - встреча двух миров, разница между которыми весьма ощутима. Анализ фактов, представленных в письмах, дает немало новой информации. Много существенного вносят письма в изучение личности Прокофьева, проявляющей себя по-разному в общении с различными людьми. Здесь, как и во всем, композитор демонстрирует умение максимально концентрироваться на главном, отторгая все несущественное. Деловитость, лаконизм безукоризненных формулировок и постоянная готовность к неожиданному ироническому повороту в тексте, к сарказму (константная черта его манеры письма) свидетельствуют о литературной ценности публикуемых документов.

Сохранить в закладках
"ВЕРТЕР. СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА" ЮРИЯ КРАСАВИНА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ РАННЕГО МЕТАМОДЕРНА (2024)
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Авторы: Хрущева Настасья Алексеевна

Творчество Юрия Красавина - композитора, отметившего в 2023 г. свой 70-летний юбилей, - только начинает осмысливаться в музыковедческих работах. Фортепианный цикл Красавина «Вертер» в данной статье рассматривается в контексте раннего метамодерна. В цикле прослеживаются такие особенности сочинения, как господство единого аффекта, «вновь обретенная» функциональная ладовая система, работа с общеупотребительными музыкальными формулами - и отстраненная сентиментальность. Подобно культовому исследованию Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного», «Вертер» Красавина представляет «фрагменты» музыкально-романтической речи, отсылая одновременно к Шуману, Шуберту, Чайковскому и Вагнеру.

Сохранить в закладках
И. С. БАХ - А. Г. ШНИТКЕ: ЦИТАТА КАК ФОРМА ДИАЛОГА В МУЗЫКЕ АНИМАЦИОННОГО КИНО (2024)
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Авторы: Ханья Мэгуми

Статья посвящена одному из важнейших аспектов творческой деятельности Альфреда Гарриевича Шнитке - его рецепции музыки Иоганна Себастьяна Баха. Проблема исследуется на основе наименее изученной области в наследии Шнитке - его сочинений к анимационным фильмам Андрея Хржановского (р. 1939). Аргументируется точка зрения, что в данной сфере складывались основные формы цитирования и подходы, характерные для претворения композитором определяющих компонентов стиля лейпцигского мастера. В публикации рассмотрены примеры точной, переработанной и виртуальной цитат в киномузыке Шнитке. Подчеркивается, что художественный диалог с творчеством Баха и эпохой барокко сложился у него во многом под влиянием кинематографических идей Хржановского. Исследование основано на изучении автографов партитур, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, архивных материалов, воспоминаний композитора и режиссера о создании кинолент, а также интервью, данного Хржановским в личных встречах с автором статьи в январе 2023 г.

Сохранить в закладках