Архив статей журнала
Статья посвящена деятельности Е. В. Гиппиуса в Московской консерватории. Переведенный в 1944 г. из Ленинграда по рекомендации Б. В. Асафьева, Гиппиус возглавил в консерватории кафедру музыкального фольклора. Его интенсивная разнонаправленная работа (в тесном сотрудничестве с К. В. Квиткой) дала блестящие результаты в собирании, исследовании, преподавании и популяризации традиционной народной культуры. Благодаря совместным усилиям выдающихся ученых и их коллег этномузыкология в Московской консерватории заняла высокие позиции в ряду научных дисциплин и учебных специализаций. Яркий и насыщенный период, связанный с именем Гиппиуса, стал одним из кульминационных этапов в истории развития научной школы, создававшейся Квиткой с конца 1930-х гг. в Московской консерватории. Статья значительно расширяет представления о жизни и деятельности Е. В. Гиппиуса во второй половине 1940-х гг. Привлечение широкого круга источников - ранее неизвестных архивных и печатных - позволяет уточнить некоторые распространенные сведения и ввести в научный оборот новые. Автором использованы рукописные и фотографические материалы из архивов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, из фондов Российского национального музея музыки и Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Статья посвящена воззрениям выдающегося исследователя народной музыки Евгения Владимировича Гиппиуса (1903-1985) на историю отечественной музыкальной фольклористики. Он считал важным изучение не только народной музыки как таковой, но и науки о музыкальном фольклоре, ибо это проливает свет на причины интереса к нему в определенные периоды прошлого, а также на эволюцию взглядов ученых. На основе анализа сборников народных песен конца XVIII - начала XX в., в которых отразилась позиция собирателей по отношению к народной песне, а также теоретических работ предшественников он выделил в рамках обозначенного времени три периода собирания и изучения музыкального фольклора в России. Критериями для периодизации послужили различия в типах сборников народных песен, появлявшихся на разных исторических этапах. Творческое, но одновременно и критическое отношение Гиппиуса к трудам ученых более раннего времени позволяло ему в научном диалоге с ними вырабатывать собственные методологические подходы к изучению музыкального фольклора, являющегося, по мнению Гиппиуса, частью общей истории музыки, которую можно исследовать только в контексте эволюции социальных отношений и человеческого мышления.