Архив статей журнала
В статье рассматривается творческая эволюция прозы известного русского сибирского писателя Валентина Распутина, его интенции духовного взросления человека. Материалом для анализа послужила ранняя очерковая проза писателя и зрелые художественные произведения. Выявлена поэтическая идеология В. Г. Распутина, прослежены основные нити-мотивы его творчества.
На примере малой прозы Людмилы Петрушевской рассматриваются актуальные сегодня проблемы неосентиментализма. неожиданным и парадоксальным образом нашедшие отражение в современной отечественной прозе. Показано, какие формы обретает неосентиментализм в творчестве Петрушевской и как он репрезентирован в ее рассказах.
В статье детально рассматривается повесть Виктора Пелевина «Жизнь насекомых» и на фоне постмодерноконцептуалистских практик конца 1990-х годов (В. Сорокин, С. Гандлевский, В. Курицын и др.) выявляются особенности поэтики, этики, эстетики прозаика. В работе показано, что в отличие от писателей-концептуалистов (в частности, В. Сорокина) рассказы и повести Пелевина (особенно ранние его тексты) активно пронизаны смыслом и содержанием, понятным рядовому (неподготовленному) читателю. В атмосфере советского и постсоветского художественного бытия Пелевин умеет соединить реальное и ирреальное, не упуская контента смысла и идеи (от которых декларативно отказались концептуалисты).
В статье рассмотрено творчество Владимира Маканина, писателя, условно относимого к поколению «сорокалетних», в прозе которого особым образом нашел воплощение сквозной прием абсурдизации, остранения образа действительности. В работе показано, с какой целью прозаик прибегал к приемам абсурдного, какими путями воплощал абсурдистику в различных своих романах. Показано, что абсурд служил Маканину выражением сложности мировой действительности, особости и неосознанности человеческого существования.
В статье анализируется воздействие мотивов, образов, идей А. С. Пушкина, в частности его «маленькой трагедии» «Пир во время чумы», на мотивную структуру, образную систему, идеологию повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». Особое внимание уделено пасторальным мотивам и конструктам, их функции в структуре пушкинской пьесы и астафьевской пасторали. Идеи милосердия, трагического неотвратимого противостояния жизни и смерти, любви и войны, образы попранной пасторали сближают художественный мир повести с пушкинским мировосприятием.