Архив статей журнала

"КАРИКАТУРА 90-Х" ИЛИ ПРИТЧА О РЕВОЛЮЦИИ? КИНОНАРРАТИВ О Л. Д. ТРОЦКОМ В ЕГО БАЙОПИКЕ 1993 ГОДА: ПЕРЕХОД ОТ РЕПРЕССИВНОГО ЗАБВЕНИЯ К СЕЛЕКТИВНОМУ (2024)
Выпуск: Т. 5 № 2 (2024)
Авторы: Фисюков Вячеслав Александрович

В статье исследуются репрезентации поворотных моментов биографии Л. Д. Троцкого в его байопике 1993 года - первом в России игровом кино, посвященном судьбе некогда «врага № 1». С помощью методов киноанализа Г. Корте выделяются нарративные особенности и визуальные образы в фильме. Затем на материале рецензий обобщаются способы декодирования содержащихся в нем смыслов, а на основе интервью создателей фильма определяется их видение киноленты. Для анализа полученных результатов используется понятийный аппарат А. Ассман: формы репрессивного забвения, то есть уничтожения упоминаний о личности или событии, и селективного забвения, естественного для любого общества избирательного памятования о прошлом. Исторические неточности кинонарратива учитываются как производные техники «палимпсеста» - символического переписывания, порождаемого интерпретациями и реинтерпретациями событий прошлого. Темы, не представленные или слабо артикулированные в фильме, рассматриваются как проявления «скрытого молчания» (В. Виницки-Серуси и Ч. Тигер). В заключение отмечается, что выявленные в кинонарративе методы конструирования образов и клише в репрезентации Л. Д. Троцкого частично «нормализуют» его как историческую фигуру и позволяют назвать фильм элементом перехода к селективному забвению.

Сохранить в закладках