Архив статей журнала
Мультиголосующие акции – относительно новый финансовый инструмент для мирового финансового рынка и совершенно новый – для российского. Это подтверждается тем, что в России нормативно-правовое ре - гулирование мультиголосующих акций появилось в 2022 г. и пока только для международных компаний. Ввиду этого представляет интерес комплекс причин, побуждающий регуляторов финансовых рынков допускать обращение мультиголосующих акций. В рамках настоящей статьи автором поставлена цель декомпозиции причин обращения мультиголосующих акций на финансовом рынке для оценки возможностей решения стратегических задач развития российской экономики посредством введения в обращение нового финансового инструмента. Достижение данной цели предопределило необходимость выделения четырех блоков причин: финансовых, пространственных, технологических и корпоративных. Крупнейший блок формируют корпоративные причины, связанные с управлением рисками при реализации финансовой политики компании и формировании инвестированного капитала. Блок финансовых причин связан с необходимостью развития финансового рынка и повышения уровня устойчивости финансовой системы. Блок пространственных причин связан с возможностями развития экономики отдельных регионов Российской Федерации за счет дополнительного развития инфра - структуры и повышения налоговых доходов от компаний, регистрируемых в качестве МКПАО, в т. ч. для использования мультиголосующих акций. Блок технологических причин связан с развитием конкуренто - способной экономики, высокотехнологичного производства и снижения уровня зависимости от высокотехнологично импорта. Проведенная декомпозиция позволила автору обосновать перспективную роль мультиголосующих акций в обеспечении финансовой стабильности российского финансового рынка за счет частичного снижения волатильности котировок акций в корпоративном секторе.
В январе – сентябре 2024 г. доходы всех составляющих российской бюджетной системы демонстрировали позитивные темпы роста. Наиболее значительно увеличились поступления доходов в федеральный бюджет как за счет нефтегазовых, так и за счет ненефтегазовых доходов. Сохраняется выраженная зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть, провоцируя формирование рисков исполнения бюджета. Темпы роста доходов консолидированного (расширенного) бюджета страны отставали от роста доходов федерального бюджета, но опережали темпы инфляции. Превышение прошлогодних значений в реальном выражении имело место как по налоговым доходам, так и по страховым взносам на социальное страхование и прочим налогам и сборам. По сравнению с прошлым годом увеличились поступления практических всех налогов. Исключение составляют доходы бюджетов от налога на прибыль организаций, которые сократились даже по номинальным значениям. Доходы региональных бюджетов увеличились только по номинальным значениям. Здесь на фоне номинального роста собственных доходов имело место абсолютное сокращение безвозмездных поступлений. Падение доходов региональных бюджетов от налога на прибыль во многих субъектах Российской Федерации не компенсировалось приростом поступлений НДФЛ. Динамика расходов составляющих бюджет - ной системы по итогам 9 месяцев года также опережала инфляцию.
Изменение внешних условий последних лет приводит к трансформации сложившихся механизмов, определяющих бюджетно-налоговую сферу России. В работе показано, что с 2022 г. бюджет расширенного правительства стал больше зависеть от внутренних факторов, чем от параметров, связанных с мировой конъюнктурой. На поступление нефтегазовых доходов федерального бюджета стали влиять не только цена нефти и валютный курс, но и ограничения по добыче нефти, обусловленные как внешними санкциями, так и добровольными ограничениями. При этом чувствительность нефтегазовых доходов к цене нефти выросла. Рост ненефтегазовых доходов отчасти компенсирует ограничения по поступлению нефтегазовых доходов, однако во многом обеспечивается бюджетным импульсом. В этой связи повышение налоговой нагрузки на ненефтегазовый сектор рассматривается как неизбежная мера для будущей бюджетной устойчивости. Возможности долгового финансирования ограничиваются емкостью внутреннего рынка и проводимой денежно-кредитной политикой. Вместе с тем, используя несовершенства финансового рынка, государство может снижать стоимость обслуживания внутреннего долга.