Архив статей журнала
Основным источником финансовой поддержки бюджетов регионов является федеральный бюджет, который на предстоящую трехлетку стал еще более объемным, амбициозным и масштабным по решению постав - ленных задач. Прогнозируется рост на 4 трлн руб. его доходной части, планируется обеспечить финансовыми ресурсами новые национальные проекты, которые запускаются со следующего года и на их реализацию предусмотрены значительные средства – это более 40 трлн руб. в шести - летнем горизонте. По сравнению с действующими национальными проектами федеральное финансирование увеличено практически в два раза. Вопрос сбалансированности региональных бюджетов, развитие межбюджетных отношений также остается в фокусе внимания федеральной власти. В целях обеспечения прозрачности и удобства работы показатели, характеризующие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на предоставление всех видов межбюджетных трансфертов, выделены в отдельное приложение к закону о федеральном бюджете. Всего в 2025 г. будет распределено порядка 222 межбюджетных трансфертов, в т. ч. 8 дотаций, 168 субсидий, 32 субвенции, 14 иных межбюджетных трансфертов; в последующие годы – 202 и 201 межбюджетный трансферт соответственно, в т. ч. 8 дотаций ежегодно, 152 и 151 субсидия соответственно, 33 субвенции и 9 иных межбюджетных трансфертов ежегодно. В статье рассмотрены основные виды и объемы межбюджетных транс - фертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2025–2027 гг., сделаны выводы о достаточности и эффективности оказываемой финансовой поддержки для устойчивости региональных бюджетов и достижения цели по снижению дифференциации регионов.
В январе – сентябре 2024 г. доходы всех составляющих российской бюджетной системы демонстрировали позитивные темпы роста. Наиболее значительно увеличились поступления доходов в федеральный бюджет как за счет нефтегазовых, так и за счет ненефтегазовых доходов. Сохраняется выраженная зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть, провоцируя формирование рисков исполнения бюджета. Темпы роста доходов консолидированного (расширенного) бюджета страны отставали от роста доходов федерального бюджета, но опережали темпы инфляции. Превышение прошлогодних значений в реальном выражении имело место как по налоговым доходам, так и по страховым взносам на социальное страхование и прочим налогам и сборам. По сравнению с прошлым годом увеличились поступления практических всех налогов. Исключение составляют доходы бюджетов от налога на прибыль организаций, которые сократились даже по номинальным значениям. Доходы региональных бюджетов увеличились только по номинальным значениям. Здесь на фоне номинального роста собственных доходов имело место абсолютное сокращение безвозмездных поступлений. Падение доходов региональных бюджетов от налога на прибыль во многих субъектах Российской Федерации не компенсировалось приростом поступлений НДФЛ. Динамика расходов составляющих бюджет - ной системы по итогам 9 месяцев года также опережала инфляцию.
Предварительные итоги 2024 г. свидетельствуют о сохранении общей позитивной динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Определенные различия в динамике собственных доходов региональных бюджетов наблюдаются для регионов с доминированием обрабатывающей промышленности и регионов с добывающей специализацией. Рост налоговых поступлений в реальном исчислении в 2024 г. имел место по налогу на доходы физических лиц и налогам на совокупный доход. В то же время происходило сокращение поступлений налога на прибыль. Для ряда субъектов Федерации рост поступлений НДФЛ не компенсировал сокращение налога на прибыль. Поступления трансфертов из федерального бюджета продолжали сокращаться, хотя по некоторым из них имела место положительная динамика. Изменение структуры безвозмездных поступлений демонстрирует сдвиг в пользу их целевых видов. Динамика расходов бюджетов в регионах в целом следовала за динамикой доходов. Финансирование лишь некоторых разделов расходов росло темпами, опережающими инфляцию. Суммарный дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам года оказался существенно меньше утвержденного нормативными правовыми актами значения. Объем государственного субфедерального долга незначительно сократился, но при этом увеличилась доля задолженности по банковским кредитам – наиболее дорогому источнику финансирования.