Архив статей журнала

В ПОИСКАХ ХРИСТИАНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ КРЫМА (2024)
Выпуск: Т. 52 (2024)
Авторы: Храпунов Никита Игоревич

В статье рассматриваются интерпретации некоторых памятников архитектурного и археологического наследия Крыма, возникшие в Новое время. Путешественники-христиане, описывавшие в XVII-XIX вв. Крымский полуостров, пришли к выводу, что наиболее выдающиеся соборные мечети были перестроенными церквями. Они исходили из убеждения в неспособности мусульман создать столь величественные сооружения, а также из их умозрительных представлений об архитектуре. Дополнительный импульс этим рассуждениям придало присоединение Крыма к России. Сказывалось отсутствие точных знаний о ранней христианской истории региона и истории архитектуры в целом. После присоединения Крыма к России некоторые авторы независимо друг от друга пришли к мысли о том, что средневековые «пещерные» города и монастыри были звеном в культурных и религиозных связях между Византией и Русью. Основанием для таких выводов стало визуальное сходство между искусственными пещерами Крыма и Святогорского и Киево- Печерского монастырей. Проанализированные сюжеты говорят о попытках отыскать «древнейшее прошлое» крымского христианства, не имевших отношения к исторической реальности. Однако такого рода суждения характеризуют особенности мышления представителей интеллектуальной элиты Нового времени.

Сохранить в закладках
КРУГ ОБЩЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА ИОАННА ЦЕЦА (2024)
Выпуск: Т. 52 (2024)
Авторы: Фролов Борис Михайлович

В статье реконструируется круг общения Иоанна Цеца, известного византийского писателя XII в. С опорой на данные просопографической базы «Prosopography of the Byzantine World» проанализированы главные адресаты интеллектуала: его ученики, родственники и друзья. Установлено, что в переписке с людьми этого круга Иоанн Цец позволял себе нарушать строгие каноны византийской эпистолографии, оставляя место язвительности и иронии, что является знаком высокого доверия между адресатами. Рассмотренные письма содержат многочисленные свидетельства «ученой дружбы», характерной для интеллектуальной среды эпохи Комнинов и, позднее, эпохи Палеологов. Среди друзей и учеников Иоанна Цеца встречаются представители семей Трифилисов, Гавриилакитов, Василаки, Харсианитов, Махитариев и других фамилий, не принадлежавших к правящему клану Комнинов. Автор статьи делает вывод о том, что в окружение Иоанна Цеца входили церковные иерархи, провинциальные чиновники и представители в прошлом знатных семей, потерявших свое положение в правление Комнинов. Состав круга общения демонстрирует, что Цец, оставаясь учителем и грамматиком, не имел прочных связей среди придворных чиновников и представителей военной аристократии, но в то же время не оставлял попыток обзавестись подобными контактами и найти влиятельных покровителей.

Сохранить в закладках
ПЕЧАТЬ МИХАИЛА ОПА, КАТЕПАНА ИВЕРИИ (1020-Е ГГ.), ИЗ ТАМАНИ (2024)
Выпуск: Т. 52 (2024)
Авторы: Чхаидзе Виктор Николаевич

К настоящему времени на Тамани (Таманское городище - средневековая Таматарха-Матарха) выявлена целая группа печатей, принадлежавших представителям более чем 20 знатных византийских фамилий XI-XII вв. Среди них известны Дуки, Комнины, Палеологи, Ангелы, Кастамониты, Врахамии и пр. Ряд печатей указывает на устойчивые связи Тамани в XI в. в военно-административной сфере с различными фемными частями Византийской империи, в том числе с Закавказьем. Так, ранее на Таманском городище были найдены печати второй четверти XI в., принадлежавшие Торнику Варазваче, стратигу Калудии, и Феофилакту Далассину. Новой находкой является печать Михаила Опа, катепана Иверии. Параллельный экземпляр происходит из частной коллекции, однако титул «протоспафарий» на ней был прочитан не до конца. Датировка печати основывается на титулатуре Михаила - не позже 1020-х гг. Вместе с этим существуют определенные сомнения в принадлежности Михаила, владельца этих печатей, к хорошо известному в Византии семейству Опов. Если на известной из собрания Dumbarton Oaks печати Михаила Опа на аверсе помещено изображение архангела Михаила, то на двух рассматриваемых печатях присутствует изображение св. Димитрия Солунского. Также на обеих печатях написание фамильного прозвища представлено как Ὠπάς (через альфу), в то время как на печатях остальных представителей семейства Опов оно известно в вариантах (через омегу или омикрон): τῷ Ὠπῷ, τοῦ Ὠπου, τῷ Ὠπόν. В статье приводятся сведения о 16 известных к настоящему времени правителях (катепанах) фемы Иверия (1020-е гг. - 1072 г.) с дополнениями и различными вариантами предлагаемых датировок.

Сохранить в закладках
ДОБЛЕСТЬ ИЛИ БЕЗРАССУДСТВО? УЧАСТИЕ ИМПЕРАТОРА В ПОЕДИНКАХ И ТУРНИРАХ ГЛАЗАМИ ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИХ АВТОРОВ (2023)
Выпуск: Т. 51 (2023)
Авторы: Охлупина Ирина Сергеевна

Статья посвящена анализу описаний поединков и турниров с участием императора в трудах поздневизантийских авторов (Георгия Акрополита, Иоанна Канта-кузина, Георгия Пахимера, Никифора Григоры). Целью исследования является выявление особенностей использования сюжетов об участии императоров в военных, судебных, игровых поединках («джострах») и коллективных сражениях («турнирах») в исторических сочинениях, а также оценочных суждений авторов об этих случаях. Рассматривается вопрос происхождения этих практик, а также причины негативного или позитивного отношения историков к личностям отдельных правителей. Установлено, что описание желания Михаила Палеолога очистить свое имя судебным поединком в связи с судебным процессом по обвинению в измене 1253 г. позволило Пахимеру представить самого Михаила в выгодном свете и отвести от него подозрения в измене. Показано, что рассказы об участии императоров в воинских поединках (или готовности в них участвовать), а также в спортивных состязаниях («джострах» и «турнирах») использовались авторами для представления правителей в позитивном или негативном свете. Поздневизантийские авторы уделяли особое внимание характеристике проявлений мужества и других воинских качеств ромейских императоров, а также соответствия или несоответствия их действий императорскому статусу. Установлено влияние имперской пропаганды на произведения авторов, а также отражение в них некоторых особенностей самосознания византийской аристократии того времени.

Сохранить в закладках