Архив статей журнала
Статья посвящена сравнению публичных дискурсов и моделей имиджей губернаторов Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко и А. Д. Беглова. Исследование основывается на парадигме конструкционистского подхода М. Спектора и Дж. Китсьюза, а также теории и методике лингвистического анализа политического текста А. П. Чудинова и М. В. Гавриловой. Эмпирической базой исследования являются предвыборные выступления губернаторов, их инаугурационные речи и отчеты перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В качестве методов анализа авторы используют когнитивный дискурс-анализ текстов, а также элементы биографического метода. Авторы сравнили следующие компоненты имиджей губернаторов: модель имиджа, показатель открытости, профессиональный бэкграунд, политический франчайзинг, дискурс городского патриотизма, ключевые темы выступлений и отношение к выборам. В качестве результатов представлена матрица пожанрового анализа выступлений: отмечено увеличение количества новых жанров на фоне рутинизации старых; общим паттерном в выступлениях выступает концепт «город-лидер». Предвыборный дискурс характеризуется сокращением мобилизационного компонента и партийного политического франчайзинга. Инаугурационные речи отходят от программной составляющей и тяготеют к формату обращения с благодарностями, концептуальному упрощению текста (сокращение риторических языковых средств и тем), акцентированию преемственности власти. Для отчета перед Законодательным собранием изменение формата с послания на отчет отразилось на доминирующей временнóй проекции – сообщение об уже проделанной работе вместо программного элемента. На основании дискурс-анализа и биографического анализа авторы определили модель имиджа Г. С. Полтавченко как «аппаратчик-охранитель» (или «управленец-охранитель»), а А. Д. Беглова как «управленец-хозяйственник». В статье подчеркивается значимость личностных черт, политической карьеры и биографии, «рамочных» политических условий в стране как важных факторов, влияющих на публичный дискурс губернаторов Санкт-Петербурга и их модель имиджа.