Архив статей

The Anthropology of Tragedy: Oedipus the Knower (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Ивлева Марина Левенбертовна, Романов Дмитрий Дмитриевич, Баграмянц Нонна Левенбертовна

Цель. В статье анализируются понятие тайны как онтологической матрицы человеческой природы и феномен экзистенциального переживания, приводящего к конфликту познающего интеллекта и непостижимого основания личностного бытия. В качестве модели механизма гносеологически-экзистенциального конфликта исследуется мифологическое мироощущение, отражённое в трагедии Софокла «Царь Эдип».

Процедура и методы. Анализ работ современных философов, посвящённых антропологической проблеме мифа об Эдипе, дополнен обращением к классикам русской религиозной философии – А. Ф. Лосеву и П. А. Флоренскому. Доказывается, что формообразующим фактором античной трагедии является конфликт «усийной» и «ипостасной» вины как столкновения рода и индивида. Этим же определена ситуация кризиса самопознания в замкнутых имманентных системах научного антропологизма, альтернативой которым могут стать феноменология религиозной мистики и принцип энигматического антиредукционизма как условия возможности самотождественности субъекта. Авторы исследуют духовные стихи Григория Богослова, посвящённые тайне человеческой природы как объекту экзистенциальной заботы и ответственности.

Результаты. В ходе исследования делается вывод, что даже если полное философское постижение природы человека и возможно, оно требует от постигающего особого духовного состояния, готовности к встрече как с предельным, так и с запредельным во всей онтологической полноте ноуменального.

Практическая и/или теоретическая значимость исследования. Намечается возможность дальнейшего исследования как античной трагедии и мифа (с учётом значимости антропологического наследия Софокла), так и феномена тайны в философско-антропологическом контексте. Гносеологический конфликт в философской антропологии вновь обретает актуальность в современном мире.

Сохранить в закладках