Архив статей журнала
Начиная с эпизодических контактов конца позднего средневековья по настоящее время интерес России к Афганистану как к сложному, но важному фактору развития южно- и среднеазиатского направлений внешней политики страны переживает различные по интенсивности исторические периоды. Одним из таких периодов является противостояние между Российской и Британской империями за контроль над Средней Азией во второй половине XIX в. Британской империей Афганистан рассматривался в качестве буферной зоны между Британской Индией и территориями среднеазиатских ханств, присоединенными к Российской империи. В силу этой исторической причины Афганистан хорошо изучен исследовательскими кругами Великобритании, США и Франции, в том числе, в этнографическом аспекте. Отечественной историографии известны факты привлечения Российским государством купцов из числа Волго-уральских и татар Астрахани для продвижения российских интересов в данном регионе, в различные исторические периоды страны. Однако, российской исторической науке практически ничего неизвестно о татарах Афганистана (афганских татарах) как об одном из народов, который населяет Афганистан согласно материалам «Исторического и политического справочника Афганистана» предположительно, начиная с XIII-XIV в. Таким образом, с одной стороны, отсутствие достаточных данных об афганских татарах в отечественных источниках становится причиной постановки разумного вопроса относительно действительного существования данной группы татар в целом. С другой стороны, наличие исторических материалов исследователей Великобритании, США и других стран явно указывают на существование афганских татар как отдельного народа среди народов Афганистана со своей уникальной историей развития. Цель статьи - на основе обзора англоязычных свидетельств Справочника исследовать вопросы, связанные c локализацией татар в Афганистане, топонимикой с компонентом «татар», историей заселения Афганистана татарами и количеством афганских татар в стране.
В данной публикации собраны официальные документы, воспоминания и переписка современников путешествия императрицы Екатерины II по Волге в 1767 г., которые наиболее полно и подробно рассказывают о поездке российской царицы в Казань и успешном и плодотворном взаимодействии центральных и губернских властных институтов в решении различных общеимперских и местных вопросов управления страной.
Важным фактором формирования имперской политики России во второй половине XVIII столетия являлось знакомство Екатерины II со страной. Путешествия императрицы давали ей возможность утвердиться в правильности избранного пути, существенно корректировать различные направления деятельности правительства исходя из местных условий, расширяли ее представления о своеобразии социально-экономического развития и управления отдельных территорий российского государства. «Поход по Волге», посещение Казанского края в 1767 г. позволили центральной власти убедиться в стабильности региона с полиэтническим населением. Гражданский мир в «многонародном» Поволжье способствовал возникновению намерений у царицы улучшить жизнь этих народов. Плодотворное взаимодействие государыни с представителями провинциальных элит в ходе поездки оказалось одним из основных результатов ее политической деятельности и использовалось обеими сторонами для оперативного решения вопросов, которые касались данной губернии. Замечательный опыт коммуникации монарха с населением державы привел к важным качественным сдвигам в развитии отечественного законодательства по отношению к конфессиям, народностям, элитам, сословиям. Внутренняя бодрость, отсутствие желания опускать руки перед громадностью России, глубокая вера в исполнимость задуманного в немалой степени способствовали успехам Екатерины Великой.