Архив статей журнала
Освещается проблематика докладов ученых образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, юридических вузов России и зарубежных стран, представленная в ходе проведения в Ростовском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации 24 ноября 2023 года Международной научно-практической конференции «Образ современного полицейского». Основное внимание на конференции было уделено анализу природы и роли образа сотрудника полиции в общественной жизни и профессиональной деятельности, вопросам исторической трансформации образа полицейского в общественном сознании, особенностям международного опыта формирования позитивного образа полицейского, существующим формам и способам формирования положительного образа полиции в российском обществе.
Определены цели, содержательные признаки и само понятие оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения, приведен примерный перечень частных задач, решаемых оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в рамках данной деятельности. Автор указывает на проблему неизученности оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения. Данное обстоятельство осложняется еще и тем, что территории субъектов Российской Федерации, на которых введено военное положение, относятся к так называемым новым территориям, недавно вошедшим в состав Российской Федерации и не в полном объеме (часть данных территорий продолжает находиться под оккупацией). Оперативно-розыскное обеспечение военного положения определяется как комплекс проводимых при усилении режима секретности в особом порядке оперативно-розыскных мероприятий и действий оперативными подразделениями компетентных органов из числа сил, обеспечивающих военное положение на территории, на которой оно введено, в течение срока его действия в отношении определенных объектов в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации и защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Спустя десятилетие после утверждения Концепции общественной безопасности в Российской Федерации вопросы научно-методологического обеспечения деятельности в рассматриваемой сфере национальной безопасности по-прежнему остаются предметом научной дискуссии. Анализ современных научных публикаций по проблемам общественной безопасности позволяет утверждать, что, несмотря на принятые решения в сфере стратегического планирования, соответствующие задачи по организации научно-методологического обеспечения - одного из основных стратегических национальных приоритетов - приходится решать в условиях отсутствия единой системы научно обоснованных взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны.
Цель исследования. На основе авторского теоретико-методологического подхода к анализу объектов защиты, целей и основных направлений обеспечения национальной безопасности, иных категорий, закрепленных в документах стратегического планирования в сфере национальной безопасности, определить роль и место общественной безопасности в системе стратегических национальных приоритетов. Разработать предложения по оптимизации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Выводы. Сформулированы выводы, что при обеспечении и защите национальных интересов Российской Федерации концентрация усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества должна быть сосредоточена на реализации самостоятельных стратегических национальных приоритетов в виде общественной и государственной безопасности. Отдельные усилия должны быть направлены на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера как на важнейший приоритет, нуждающийся в обеспечении безопасности и устойчивой репродукции. При этом объективно значимые потребности личности не могут рассматриваться в качестве национальных интересов Российской Федерации в отрыве от национальных интересов российского общества.
Деятельность патрульно-постовой службы, занимающей особое место в системе подразделений, реализующих задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в общественных местах, на протяжении всей современной истории Российского государства регламентировалась соответствующими нормативными правовыми актами (уставами, наставлениями). Вместе с тем данное нормативное правовое регулирование было не обособленным. Историческое развитие государства и происходящие в стране события обусловливали изменения в указанном регулировании, определяя специфичные задачи для подразделений, несущих патрульно-постовую службу, с учетом именно конкретного исторического момента. Необходимость выявления основных тенденций и закономерностей развития нормативного правового регулирования патрульно-постовой службы в данном контексте и определяет актуальность исследования.
Целью исследования является выявление зависимости в нормативном правовом регулировании деятельности патрульно-постовой службы от политической конъюнктуры и исторических событий, происходивших в государстве. Задачи исследования предполагают анализ основных актов, регламентирующих деятельность патрульно-постовой службы в России (начиная с 1917 года); отражение результатов деятельности подразделений, осуществляющих указанную службу, коррелирующихся с внесенными в правовые акты изменениями; выявление основных тенденций и закономерностей развития патрульно-постовой службы, сохраняющихся практически в неизменном виде на протяжении всей современной истории данной службы.
Выводы. История становления и развития патрульно-постовой службы в России начиная с 1917 года свидетельствует о том, что нормативные правовые акты любой сферы правоохранительной деятельности в той или иной мере зависят от требований своего времени. Вместе с тем, несмотря на влияние общественно-политических процессов, происходящих в государстве в какой-либо исторический период, на нормативное правовое регулирование патрульно-постовой службы полиции, она в силу типичности основной деятельности по выполнению задач на посту или маршруте патрулирования является достаточно стабильной.