Архив статей журнала
Введение. Анализируется проявление принципа презумпции невиновности в оперативно-розыскной деятельности с учетом ее вспомогательного характера применительно к задачам уголовного судопроизводства. При этом данный конституционный принцип рассматривается применительно к оперативно-розыскной деятельности, учитывая общность публично-правовых отношений по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, которые подпадают под действие как Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в силу чего выдвигается гипотеза об общности и рассматриваемого фундаментального принципа уголовного судопроизводства.
Методология. Проведен анализ положений указанного Федерального закона и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в соотношении с нормативными требованиями Конституции Российской Федерации, задействованы правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие вопросы оперативно-розыскной деятельности и презумпции невиновности.
Цель исследования заключается в развитии идей профессора В. А. Лукашова относительно действия конституционного принципа презумпции невиновности в оперативно-розыскной деятельности.
Автор приходит к выводу, что по смыслу взаимосвязанных положений указанных Кодекса и Федерального закона оперативно-розыскная деятельность не вступает в противоречие с презумпцией невиновности, а дополняет, усиливает гарантии данного конституционного принципа в уголовном судопроизводстве средствами этой деятельности.
Определены цели, содержательные признаки и само понятие оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения, приведен примерный перечень частных задач, решаемых оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в рамках данной деятельности. Автор указывает на проблему неизученности оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения. Данное обстоятельство осложняется еще и тем, что территории субъектов Российской Федерации, на которых введено военное положение, относятся к так называемым новым территориям, недавно вошедшим в состав Российской Федерации и не в полном объеме (часть данных территорий продолжает находиться под оккупацией). Оперативно-розыскное обеспечение военного положения определяется как комплекс проводимых при усилении режима секретности в особом порядке оперативно-розыскных мероприятий и действий оперативными подразделениями компетентных органов из числа сил, обеспечивающих военное положение на территории, на которой оно введено, в течение срока его действия в отношении определенных объектов в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации и защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.