Архив статей журнала
В статье рассматриваются две концепции мирового развития - неолиберальная и консервативная. Неолиберальная концепция предлагает культурную унификацию людей, а также признает необходимым искусственное ограничение роста численности населения. Согласно консервативной концепции рост численности населения Земли должен снизиться естественным образом, ресурсы далеки от исчерпания, важнейшим фактором развития является разнообразие культур. Будущее человечества в значительной мере определяется соревнованием элит и идеологий. В этом контексте рассматриваются исторические процессы развития общества, общественного сознания и международных отношений. Сейчас исторические процессы в большей мере определяются соревнованием элит. Элиты - это группы населения, причастные к формированию государственной политики. Элиты стран Запада имеют тенденцию к превращению в определенную касту, изолированную от остального общества. Созданные институты для воспитания западных элит, то есть включения их в определенную систему ценностей, игнорирующих волю отдельного человека, суверенитет государств, пропагандируют отход от реальности в виде наркотиков и других «поставщиков грез», делают субъект управления обществом невидимым. Этому процессу надо противопоставить институты формирования собственных элит в рамках расширенного БРИКС. Здесь две основные проблемы - воспитание элит патриотических и обладающих надежным знанием. Дело в том, что для подготовки и принятия адекватных государственных решений стало недостаточно высшего и специализированного образования. Существующие институты и университеты не очень справляются с этой задачей, потому что и не ставят ее. В статье предложен адекватный, по мнению авторов, курс образования специально для формирования нового типа международных элит.
Автор анализирует национальный и зарубежный опыт использования образования в качестве инструмента для продвижения национальных интересов, опираясь на концептуальные положения теории «мягкой силы» Д. Ная. Рассматривается положительная практика России, Великобритании, Германии, Китая, США, Турции, Франции и других государств как с позиции национального стратегического развития в целом, так и со стороны формирования и реализации тактических приемов выгодного позиционирования отдельных субъектов - университетов, их объединений, воплощенных примеров государственно-частного партнерства, территориальных образований. Принимается во внимание долгосрочный горизонт планирования с учетом важности имеющей место динамики международного взаимодействия. Сделаны выводы, согласно которым способность образования выполнять роль «мягкой силы» определяется рядом обстоятельств - его социальной ориентированностью и участием в межкультурной коммуникации, в формировании кадров нового поколения и духа товарищества, в обучении национальному языку и в приобщении к национальной культуре и др., а также тем, что академический престиж переносится на престиж государства. В целях повышения действенности образования в рассматриваемом аспекте автор признает необходимым развитие сетевого взаимодействия университетов и бизнес-организаций, повышение уровня привлекательности обучения для иностранных студентов, уменьшение дисбаланса лингвистических компетенций и включение системы образования в реализацию целей устойчивого развития.