Архив статей журнала
Стремительное развитие цифровых технологий создает предпосылки для внесения изменений в действующее правовое регулирование возникающих отношений. Все большую популярность приобретает использование искусственного интеллекта (далее — ИИ) для решения задач в самых различных областях деятельности и больше всего в сфере цифровых технологий, так как ИИ сам по себе представляет компьютерную программу. Однако до настоящего времени не определено на законодательном уровне ни само понятие “искусственный интеллект”, ни порядок его применения. Среди основных задач стоит совершенствование порядка охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ и/или непосредственно ИИ. В работе проанализированы позиции исследователей по этому вопросу, имеющиеся на сегодняшний день нормативные источники и предпринята попытка выявить особенности правового режима результатов интеллектуальной деятельности, полученных с применением ИИ. В ходе исследования рассмотрены различные подходы к юридическому статусу результатов интеллектуальной деятельности, как созданных непосредственно ИИ, так и человеком с применением технологий ИИ, описанные в правовой литературе, а также отраженные в отечественном законодательстве и нормативно-правовых актах зарубежных стран, которые предлагается применять. Сформулированы предложения относительно правового режима таких результатов с учетом изученных позиций правоведов и имеющихся стратегических документов.
Страхование — важный институт современной экономики, обеспечивающий важнейшую потребность минимизации рисков путем их распределения между многими лицами. Даже этимология слова “insurance” (от лат. securus — свободный от забот) восходит к слову “уверенность”. Этот институт имеет долгую историю существования, в рамках исторических источников права первые примеры страхования можно обнаружить в Древнем Риме, в нашей стране первые правовые источники страхования появляются в XI в. Несмотря на архаичность правовых форм, существование таких источников явно иллюстрирует, что потребность в том, чтобы смягчить негативные последствия рисков, существует давно. Безусловно, как и любой другой институт, он претерпевал изменения, именно поэтому важно отследить историю его формирования и выделить соответствующие стадии, рассмотреть процесс формирования страхового права в России и за границей, провести параллели и выделить общие аспекты его развития.
В данной статье рассматриваются понятие специальных экономических зон и их источники правового регулирования в Российской Федерации, а также приводится краткий анализ мировой практики создания специальных экономических зон. Актуальность темы связана с тем, что в наcтоящее время, особенно в текущих геополитических условиях, для обеспечения устойчивого положения России на мировой экономической арене требуется пересмотреть подходы и методы обеспечения стабильного экономического развития. Создание специальных экономических зон как драйвера внутреннего экономического роста и элемента международной экономической интеграции аккумулирует в себе целый комплекс целей научно-технического и социально-экономического блока. Такие зоны включают технологические, промышленные, туристические и портовые зоны, в которых компаниям предоставляются налоговые и таможенные льготы, а также выгодные условия аренды и приобретения земли. Цель статьи — изучение специальных экономических зон, которые играют важную роль в стимулировании развития различных регионов России. Для достижения цели решаются задачи, связанные с определением понятия специальных экономических зон и их видов, а также с выявлением источников правового регулирования. При использовании в статье таких методов исследования, как анализ научной литературы, дедукция и систематизация, становится возможным определение новых направлений социально-экономического и научно-технического прогресса благодаря развитию специальных экономических зон и их источников правового регулирования. Теоретическая значимость темы статьи заключается в том, что современная политика зонирования направлена на стимулирование высокотехнологичных секторов, внедрение инноваций, снижение зависимости от импорта и повышение уровня экономического развития регионов за счет создания новых “центров роста” в области конкурентоспособного производства. Практическая значимость написания статьи состоит в получении знаний о том, что предприятия, расположенные в специальных экономических зонах, имеют доступ к существующей инфраструктуре, а благодаря источникам правового регулирования их деятельность становится более эффективной.
В настоящей статье автор рассматривает вопросы применения правовых средств, обеспечивающих регулирование отношений, возникающих при осуществлении сетевыми организациями основных видов деятельности в электроэнергетике, выявляет проблемы правового регулирования и устанавливает закономерность применения правовых средств в электроэнергетике. Категория “правовые средства” представляет собой обобщающий термин, который включает в себя не только правовые нормы, но и способы воздействия на регулируемые отношения. Сочетание применяемых законодателем правовых средств может характеризовать правоотношение по степени воздействия со стороны государства. Учитывая значительное количество лиц, принимающих участие в отношениях по энергоснабжению в электроэнергетике, и применение различных правовых средств при урегулировании возникающих правоотношений (с учетом характера деятельности того или иного субъекта электроэнергетики), настоящее исследование направлено на рассмотрение ключевых правовых средств, используемых в ходе регулирования отношений, возникающих при осуществлении сетевыми организациями основных видов деятельности в электроэнергетике. Основными правовыми средствами, с помощью которых создается экономическая модель функционирования рынков электроэнергии и мощности, выступают нормы права, содержащие в себе ограничения, распространяемые как на субъектов электроэнергетики, так и на потребителей электрической энергии и мощности.
Вопросы, связанные с развитием конкуренции, имели принципиальное значение для электроэнергетики как в рамках реформирования отрасли, так и на современном этапе ее функционирования. В настоящее время развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности — одни из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Существует система антимонопольного регулирования и контроля, предназначенная для своевременного предупреждения, выявления, ограничения, пресечения действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. Такой контроль необходим в том числе для пресечения манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, однако его эффективность снижается ввиду наличия недостатков нормативного регулирования. Настоящее исследование направлено на выявление проблем в правовом регулировании в части контроля за манипулированием ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии и выработку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики.
В представленной статье рассмотрены три основных концептуальных подхода к правовой природе договора на строительство генерирующих объектов, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии. В центре внимания автора — соотношение отраслевых норм прав, определяющих особенности формирования обязательств по созданию и введению в эксплуатацию электростанций и электроустановок, а также состав действий, направленных на достижение указанного договорного результата. В результате в работе констатируется, что проанализированные теоретические подходы (цивилистический, комплексный и инвестиционно-правовой) различаются по правовым средствам регулирования (источникам, методам, принципам, формам). Также между ними сложились противоречия по более сложным критериям построения договорных правоотношений, к которым следует отнести договорно-правовые режимы, пределы правового и государственного вмешательства, автономию воли сторон. Выявленное в ходе исследования доминирование публично-правовых начал над частноправовыми при построении договорных обязательств замещается в инвестиционно-правовом подходе их умеренной правовой гармонизацией. Последняя выделяет несколько правовых режимов строительства генерирующих объектов, основанных на возобновляемых источниках энергии, одним из которых выступает совокупность условий и требований, определенных в подзаконных актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В представленной статье проанализированы основные тенденции в области правового регулирования резервирования максимальной электрической мощности в Российской Федерации в свете новаций энергетического законодательства. Основное внимание уделено частноправовым аспектам отношений, возникающих между потребителями и поставщиками электрической энергии в связи с новыми договорными конструкциями. Для этого проведено исследование особенностей российского гражданского и энергетического законодательства применительно к смежным договорно-правовым режимам, соотносимым с существующим порядком индивидуально-правового регулирования обязательств на российском энергетическом рынке. В результате отмечается смешанный характер введенного в законодательство Российской Федерации обязательства по оплате объема электрической мощности, содержащего как частноправовые, так и публично-правовые элементы. В статье проведено соотношение терминологических значений данного обязательства в качестве услуги, договорного условия, неустойки и отступного, вследствие чего выявлен его гарантирующий характер в структуре основного обязательства по энергоснабжению. Указанная специфика позволяет сделать вывод, что оплата резерва электрической мощности является существенным условием, устанавливаемым сторонами договоров купли-продажи электроэнергии или оказания услуг по передаче электроэнергии в качестве ценового выражения разницы между максимальной мощностью, выделяемой у энергопринимающего устройства, которое принадлежит потребителю в силу зафиксированного факта технологического присоединения, и той мощностью, которая фактически потребляется им из сети. Вариативный характер установления данного обязательства не соответствует частноправовой природе договорных обязательств и, в сущности, не обеспечивается механизмом взаимной ответственности сторон, на чем должны строиться гражданско-правовые отношения в области резервирования электрической мощности.
В условиях активного развития нефтегазового сектора Российской Федерации и привлечения иностранных инвесторов в эту отрасль особенно важным является заключение акционерных соглашений между российскими нефтегазовыми компаниями и иностранными акционерами. Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, российская нефтегазоваz отрасль продолжает привлекать иностранные инвестиции, и заключение акционерных соглашений с иностранными акционерами становится неотъемлемой частью этого процесса. Во-вторых, такие соглашения имеют значительное влияние на систему корпоративного управления в российских нефтегазовых компаниях, а также на эффективность их деятельности. В-третьих, в свете изменяющейся геополитической ситуации и растущих рисков, связанных с международными отношениями, важно изучать особенности и проблемы, возникающие при заключении акционерных соглашений между российскими нефтегазовыми компаниями и иностранными акционерами.
Целью и задачами данного исследования является раскрытие особенностей заключения, содержания и реализации акционерного соглашения между нефтегазовыми компаниями Российской Федерации и иностранными акционерами. Для достижения полной экономической и правовой стабильности в нефтегазовой отрасли России необходимы углубленное исследование особенностей заключения акционерных соглашений и разработка эффективных механизмов регулирования этих соглашений. В статье приведены практические примеры различных соглашений, что позволит не только извлечь уроки из успешных примеров, но и изучить неудачные соглашения, чтобы избежать повторения ошибок в будущем и разработать механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов.
Институт публичного сервитута был внедрен в отечественный правопорядок путем принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов”, который дополнил Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) гл. V.7, поименованной “Установление публичного сервитута в отдельных целях”. Целью принятия данных изменений в систему правового регулирования было упрощение порядка установления сервитута исходя из того, что необходимый для размещения линейных объектов публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т. п.). Результаты правоприменительной практики выявили элементы правовой неопределенности, противоречия, которые нарушают баланс интересов участников рассматриваемых правоотношений. В рамках представленной работы авторы рассматривают наиболее острые проблемные аспекты правового регулирования института публичного сервитута, возникающие при строительстве линейных объектов газоснабжения, в том числе связанные: с наличием требования об установлении публичного сервитута на всю трассу линейного объекта газоснабжения без исключений; с запретом установления публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства; с отсутствием механизма уточнения границ публичного сервитута при наступлении определенных обстоятельств; с судьбой договоров аренды земельных участков, попадающих в зону действия публичного сервитута, которые были заключены до даты вступления в силу гл. V.7 ЗК РФ, и др. В работе представлены предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере установления публичного сервитута с учетом результатов правоприменительной практики.
Текущая геополитическая ситуация требует оперативного вмешательства государства во многие отрасли экономики, в том числе и в область энергетики. Так, в настоящее время в целях обеспечения стабильности топливного рынка и доступности топлива для различных групп потребителей вводится приоритет поставок топлива производителями на внутренний рынок с использованием биржевых механизмов, которые являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Требования к потребителям и производителям могут определяться государственными органами с учетом их полномочий. При этом указанные лица являются одновременно участниками биржевых торгов. Законодательство об организованных торгах также устанавливает право биржи на определение требований к участникам торгов, при этом неопределенная и достаточно широкая формулировка, на первый взгляд, позволяет организатору торговли устанавливать любые требования к участникам торгов. Вместе с этим, свобода договора и автономия сторон не бесконечны, поскольку это обусловлено, в частности, ограниченностью природы любой свободы (как известно, свобода/право одного заканчивается там, где начинается свобода/право другого). В связи с этим, возникает вопрос об определении пределов свободы биржи по установлению требований к участникам торгов и о факторах, которые могут повлиять на эти пределы. Для ответа на этот вопрос был проведен анализ зарубежных нормативных правовых актов. Проведенное исследование позволило подтвердить вывод о том, что фактически свобода биржи по установлению требований к участникам торгов небеспредельна и существуют определенные факторы, влияющие на ее ограничение.
Порядок действий в случаях вероятной угрозы или возникновения аварии, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и во внутренних морских водах, определен в соответствующих нормативных актах Российской Федерации. Основным нормативным документом, регулирующим правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и во внутренних морских водах является постановление Правительства Российской Федерации № 2366 от 30.12.2020. В данной статье речь идет о правовых аспектах существующих правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к эксплуатирующим организациям, на предмет их правоприменения и возможности реального исполнения. Изучена актуальная судебная практика по направлению государственного регулирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах. Проведен анализ российского законодательства в сравнении с международными нормами в области организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены эффективные зарубежные подходы и практики в области управления рисками и регулирования аварийных ситуаций в морской акватории и на континентальном шельфе. По результатам проведенной работы представлены предложения и рекомендации по гармонизации законодательства в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах Российской Федерации.
В представленной читателю статье анализируются изменения, внесенные в ряд законодательных актов Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. № 94- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2025 года. Указанные изменения касаются, главным образом, судьбы различных объектов энергетической сферы и направлены на совершенствование юридических процедур, предусматривающих отчуждение источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем либо переход на них прав владения и (или) пользования. Центральным элементом названных процедур выступают торги, проводимые в формах аукциона или конкурса, по результатам проведения которых заключаются соответствующие гражданско-правовые договоры. Ключевыми конкурсными условиями при отчуждении объектов энергетики, закрепленных как на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями, так и принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, являются инвестиционные и эксплуатационные обязательства приобретателя энергетического объекта. Рассмотренные в настоящем исследовании положения, предусматривающие возможность отчуждения на конкурсной основе источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными предприятиями либо на праве оперативного управления за казенными предприятиями, направлены на передачу таких объектов «условно» частным лицам, которые, де-факто, являются регулируемыми организациями.
Предусмотренный механизм перехода такого имущества из государственной собственности в частную, определенно, позитивно скажется на содержании объектов энергетики и позволит снизить бюджетные расходы.
- 1
- 2