Архив статей журнала
Современная государственная образовательная парадигма предполагает выявление и развитие способностей и талантов каждого ребенка. Подготовка ребенка к школе выступает одной из функций дошкольной образовательной организации. Средством обеспечения готовности к школе без ущемления интересов и возможностей детей старшего дошкольного возраста выступают познавательные культурные практики как средство интеллектуального развития личности, обусловливающее деятельность по развитию способностей, взаимодействию с миром, развитию творческой самореализации. Познавательные культурные практики, обеспечивающие активизацию познавательного опыта детей, способствуют определению дошкольниками исследовательских задач, которые отвечают их потребностям и интересам и побуждают к проявлению самостоятельности и познавательной активности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту выделены культурные практики: измерений; моделирования; экологического образа жизни; счета; пространственной ориентировки; классификации. Универсальными структурными компонентами культурной практики выступили: содержание развивающей предметно-пространственной среды (тематические уголки группы «Скоро в школу», «Здоровье», «Мир природы», «Игра»; проекционное оборудование для просмотра цифровых образовательных ресурсов; фотоаппарат для фиксации процесса; материалы для художественно-творческой деятельности); содержание самостоятельной и совместной деятельности детей (чтение, слушание, рассматривание, рассказывание, опыты, обсуждение, исследование, просмотр, запись, прослушивание, анализ, составление характеристики, моделирование, конструирование, составление и работа с технологическими картами; составление технологических карт, схем и алгоритмов); эмоциональный опыт (восторг, удивление, радость, восхищение, воодушевление, предвкушение, устойчивость); культурные события (проведение опыта, манипулирование предметами, анализ ситуации, игра (индивидуальная, парная, групповая), слушание (индивидуальное, парное, групповое), обсуждение (парное, групповое), создание и посещение выставки, приглашение к разговору); объекты культурной памяти (иллюстрации, модели, произведения художественной литературы и научно-популярные книги, мультипликационные, научно-популярные и художественные); объекты культурного опыта (индивидуально в зависимости от вида практики); культурные умения, которые осваивает ребенок (произвольность поведения, осуществление познавательных действий, доведение до результата и продукта, демонстрация результата и продукта).